USD 92.4074

+0.02

EUR 103.1931

-0.28

Brent 71.18

+0.36

Природный газ 2.74

-0.01

...

Грядет ли очередная холодная война с Россией в Арктике?

Есть опасения, что таяние арктических льдов приведет к началу очередной «большой игры» между США и Россией, потому что они и прочие страны, выходящие своей территорией на берег Северного Ледовитого океана, будут рваться к открывшимся залежам топливно-энергетических и минеральных ресурсов. Эти опасения преувеличены. Признаков подготовки армий или роста напряженности мало или вообще нет, так как государства ищут дипломатические решения вопросов демаркации границ. Но можно принять меры по установлению доверительной атмосферы, чтобы предотвратить возникновение рисков в будущем.

Грядет ли очередная холодная война с Россией в Арктике?

Есть опасения, что таяние арктических льдов приведет к началу очередной «большой игры» между США и Россией, потому что они и прочие страны, выходящие своей территорией на берег Северного Ледовитого океана, будут рваться к открывшимся залежам топливно-энергетических и минеральных ресурсов. Эти опасения преувеличены. Признаков подготовки армий или роста напряженности мало или вообще нет, так как государства ищут дипломатические решения вопросов демаркации границ. Но можно принять меры по установлению доверительной атмосферы, чтобы предотвратить возникновение рисков в будущем.

Россия, США, Канада и некоторые другие страны имеют жизненно важную заинтересованность в арктическом регионе. Россия сможет получить огромную выгоду, если, соблюдая осторожность, начнет эксплуатировать залежи энергетических и минеральных ресурсов, большая часть которых скрывается на мелководье, на ее континентальном шельфе. У Москвы появляется арктическая стратегия, и она придает большое значения охране этих ресурсов.

Россия и Канада претендуют на Северо-восточный и Северо-западный проходы соответственно и отслеживают темпы роста интенсивности международных грузоперевозок вблизи своей территории. Интересы США связаны с географическим положением Аляски и с сохранением статуса проходов как нейтральных вод.

Льды, тысячелетиями скрывавшие под собой воды Северного Ледовитого океана, быстро сокращаются и по площади, и по толщине. В ближайшем будущем в летний сезон по всему Северному Ледовитому океану будет свободная ото льдов область. Это позволит существенно повысить интенсивность грузоперевозок, природопользования, а значит, повысится опасность для окружающей среды. Богатые рыбные резервы Арктики могут пострадать от неконтролируемого рыболовства или нечаянного выброса загрязняющих веществ.

Ставки высоки. По оценке геологической службы США порядка 30% оставшихся мировых запасов природного газа, а также 10% запасов нефти находится в арктическом регионе. Взрыв на принадлежавшей British Petroleum скважине Deep Horizon в Мексиканском заливе подчеркнул опасность добычи нефти из-под воды, причем в гораздо более благоприятных с точки зрения условиях, чем в Арктике, хотя и на большей глубине.

Некоторые проекты отложены из-за мирового экономического спада, но рано или поздно мировой спрос на энергию станет стимулом существенного развития природопользования в Арктике. Эта перспектива подталкивает Канаду, Россию, Норвегию и Данию к тому, чтобы выдвигать притязания на расширенные права пользования континентальными шельфами Северного Ледовитого океана и имеющимися там ресурсами. На международном уровне средством решения споров вокруг границ является конвенция ООН по морскому праву, которую в качестве площадки признают все арктические страны. США занимаются сбором данных для последующего выдвижения притязаний, но это не будет иметь никакого смысла, если Сенат не ратифицирует наконец эту конвенцию. Подобный шаг активно одобряли все президенты начиная с Рональда Рейгана, а также командующие флотом и службой береговой охраны.

Международное управление Арктикой осуществляется под главенством Арктического совета — межправительственного объединения восьми стран, шести организаций аборигенного населения, а также наблюдателей. Совет играет важную роль в привлечении внимания и подготовке научной и общественной оценки вопросов, связанных с экологией и климатом. Он не имеет, однако, правоохранительных механизмов, вопросы безопасности и политики находятся вне его юрисдикции, и ни одна страна Азии в нем не представлена, как не представлен в нем Евросоюз.

Есть мнение, что для предотвращения неизбежных политических и даже военных трений необходимо заключить новое международное соглашение по Арктике. Есть и мнение, что главные страны Арктики не станут уступать своих позиций и поддерживать новый договор, что Арктический совет и прочие существующие организации способны играть руководящую роль и что конвенция по морскому праву предоставляет достаточную юридическую базу для разрешения споров о правах на шельф.

На данный момент первую скрипку играет дипломатический подход. Илулиссатская декларация 2008 года, подписанная пятью государствами с выходом на Северный Ледовитый океан — Данией (Гренландией), Канадой, Норвегией, Россией и США, — обязывает их следовать конвенции ООН по морскому праву при решении споров вокруг территориальных притязаний. Недавно Россия и Норвегия решили положить конец сорокалетнему спору, разделив Баренцево море и часть Северного Ледовитого океана на ясно обозначенные экономические зоны, что является хорошим признаком. Американо-канадские разногласия вокруг границ и Северо-западного прохода тоже решаются через дипломатические каналы.

К счастью, в арктическом регионе нет никаких неминуемых «разломов» геополитического характера, а на горизонте на маячат войны за ресурсы. Большая часть энергетических ресурсов сосредоточена на удалении менее двухсот миль от берега, то есть в пределах принадлежащих отдельным государствам эксклюзивных экономических зон. Арктический план флота США подчеркивает важность задачи защиты интересов США в Арктике, но не наводит на мысли о надвигающихся военных гонках или угрозах. Служба береговой охраны добивается выделения дополнительных ресурсов, чтобы подкреплять возможные будущие притязания США и подготовиться к активизации деятельности в регионе.

По сути дела главной угрозой для Арктики являются опасности, связанные с окружающей средой, то есть транспортные аварии, нарушения норм безопасности при грузоперевозках и геолого-разведочных работах, а также выбросы загрязняющих веществ с юга.

Для минимизации этих рисков и улучшения ситуации с безопасностью страны с выходом к Северному Ледовитому океану должны уже сейчас начать договариваться о принятии мер к повышению взаимного доверия. Приоритетное значение должно быть присвоено мерам, способствующим сотрудничеству в области поисково-спасательных работ, обмену данными по наблюдению за обстановкой на водах, а также прозрачности оценок ситуации с экологической безопасностью, причем до того, как начнется добыча энергетических и минеральных ресурсов.


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram