UCL Holding, контролируемый бенефициаром Новолипецкого металлургического комбината Владимиром Лисиным, сегодня заложил на судостроительной верфи «Красное Сормово» (Нижегородская область) первый танкер класса «река–море» проекта RST27.
Эти суда предназначены для перевозки наливом сырой нефти и нефтепродуктов, в том числе бензина, общей грузоподъемностью до 7 тыс. тонн.
Пять судов будут построены на «Красном Сормово» (контролируется группой МНП), десять – на входящей в UCL Окской судоверфи.
Непосредственным заказчиком строительства танкеров выступает компания «Волго-балт-танкер» – дочернее предприятие компании «В.Ф. танкер», которая также входит в UCL.
Это уже вторая партия танкеров, которые Владимир Лисин строит для своей водно-транспортной империи.
Когда в 2008 году металлургический магнат покупал Volgo-Balt Transport Holding Ltd. (он контролировал крупнейшие отечественные речные пароходства: Северо-Западное пароходство, судоходную компанию «Волжское пароходство», Волго-Балтийскую компанию и «Волга-флот танкер»), а потом соединял ее со своими портовыми активами, многие думали, что он делает это из чисто утилитарных соображений – создать дополнительный элемент логистики для металлургических активов.
На деле получилось, что UCL Holding развивается как самостоятельный бизнес, в том числе и с точки зрения речных перевозок нефти и нефтепродуктов.
Тем более что после крушения крупнейшего речного нефтеналивного пароходства России – «Волготанкера» эта ниша оказалась свободной.
Поэтому 11 танкеров, шесть составов типа «Волжский» и 22 нефтеналивные баржи UCL, перевозящие нефтепродукты с нефтеперерабатывающих заводов из районов рек Белая и Кама до Санкт-Петербурга и Высоцка, сейчас занимают 15% рынка речных перевозок нефти и нефтепродуктов России.
Но средний возраст этих судов – 24 года. Поэтому, в отличие от большинства судовладельцев, которые лишь «подмарафечивают» суда, Лисин решил строить новый флот.
Тем более что с 2014 года в России вступают в силу правила Международной конвенции МАРПОЛ (регулируют загрязнение окружающей среды судами), которые единовременно могут вывести из эксплуатации 400 даже находящихся в хорошем состоянии российских танкеров.
Поэтому «Красное Сормово» уже построило по заказу «В.Ф. танкера» шесть новых танкеров грузоподъемностью 5,5 тыс. тонн и достраивает еще два (стоимость контракта – 4,7 млрд рублей).
Таким образом, после выполнения заказа на строительство 15 судов проекта RST27, новый речной танкерный флот UCL будет насчитывать 23 единицы.
Помимо этого, на Окской судоверфи до конца 2012 года по заказу Волжского пароходства при финансовом участии «ВЭБ-лизинга» должно быть построено 10 речных сухогрузов серии RSD 44 грузоподъемностью 5,5 тыс. тонн на сумму 4,7 млрд рублей.
А в начале сентября UCL Holding объявил о том, что планирует объединить туристические судоходные компании «Водоходъ», «Водоходъ-Санкт-Петербург» и «Волга-флот-тур» и создать единого оператора под брендом «Водоходъ».
В его управление будут переданы 26 четырехпалубных круизных теплоходов средней пассажировместимостью 250 человек и 24 единицы малого пассажирского флота.
Удвоив таким образом состав пассажирского флота, «Водоходъ» станет крупнейшей речной круизной компанией в России, что, возможно, сподвигнет Владимира Лисина строить и новые пассажирские суда.