Как стало известно «МН», «Газпром» собирается продать не только свой флот, но и несколько морских буровых платформ. Две из них намерена приобрести готовящаяся к приватизации госкомпания «Совкомфлот». Сейчас из-за прекращения финансирования «Газфлота» и неопределенности с его будущим на этих двух буровых, стоящих в открытом море у берегов Сахалина, назревает чрезвычайная ситуация. Под угрозой оказалось не только имущество стоимостью более $2 млрд — на буровых находятся 132 моряка, поддерживающих их жизнедеятельность. Следует напомнить, что в декабре произошла катастрофа с буровой платформой «Кольская», затонувшей в шторм, которая принадлежала Арктикморнефтегазразведке».
В конце прошлого года, когда по заказу «Газпрома» были изготовлены две полупогружные буровые платформы «Полярная звезда» и «Северное сияние», предназначенные для работ на Арктическом шельфе, «Газфлот» стал очень привлекательным активом для приобретения. Известно, что будущее российской нефтегазовой отрасли связано с освоением шельфовых месторождений, где сосредоточены колоссальные ресурсы. Хотя платформы были построены на деньги «Газпрома» и ему же принадлежат, заказчиком строительства, а сейчас и оператором является стопроцентная «дочка» концерна «Газфлот». Изначально предполагалось, что платформы строятся для бурения на Штокмановском газоконденсатном месторождении в Баренцевом море, где до кризиса старт добычи был намечен на 2013 год. После того как освоение «Штокмана» отложили на 4–5 лет, платформы решили использовать для доразведки полученных «Газпромом» лицензионных участков на шельфе Сахалина (Киринского, Аяшского и Восточно-Одоптинского блоков проекта «Сахалин-3»).
Однако после того, как руководство «Газпрома» решило отказаться от содержания и развития собственной флотилии, финансирование «Газфлота» с января 2012 года прекратили. Как рассказал «МН» источник, близкий к «Газпрому», в январе-феврале «Газфлот» продержался на плаву за счет маневров с расходами, в частности выплатил зарплату персоналу, не рассчитавшись полностью с подрядчиками за прошлый год. Это была бы обычная история недофинансирования «дочки», что у крупных компаний бывает нередко, если бы не одно «но». Из-за отсутствия средств «Газфлот» не в состоянии снабжать находящиеся в море буровые платформы топливом. По словам источников «МН», на «Северном сиянии» и «Полярной звезде» осталось горючего лишь на 7–10 дней. Фактически речь идет о том, что на платформах используется аварийный запас.
Оценивать дальнейшее развитие событий на буровых сложно. В море многое зависит от погоды и стечения обстоятельств, но без топлива платформа потеряет управляемость, а людей нужно будет эвакуировать, чтобы они попросту не замерзли. Ситуация выглядит особенно остро в свете недавней трагической истории с самопогружной буровой платформой «Кольская», принадлежавшей госкомпании «Арктикморнефтегазразведка» (входит в «Зарубежнефть»). Причиной трагедии стала во многом смена собственника. Напомним, что в середине декабря при перегоне от берегов Камчатки на Сахалин платформа «Кольская» из-за сильного шторма перевернулась и затонула. Погибло более 50 человек. «Северному сиянию» и «Полярной звезде», на которых находятся 132 человека, поддерживающих платформы в режиме дежурства, затопление не грозит. Но с заглушенными двигателями их может просто выкинуть на берег или унести ветром в океан, и тогда для их спасения потребуются чрезвычайные меры. Предпродажная подготовка привела к тому, что дорогостоящие буровые платформы, которые обошлись «Газпрому» в сумму более 62 млрд руб., простаивают, хотя могли выполнять работы в рамках геологоразведочных лицензий концерна в южных акваториях за рубежом.
В прошлом году «Газпром» за 4 млрд руб. продал структурам Аркадия Ротенберга свою «дочку» «Газпром бурение», которая осуществляет буровые работы на сухопутных месторождениях. При этом перед продажей концерн заключил с «Газпром бурением» контракты на три года вперед. В январе источники «МН» говорили, что на морские платформы также претендует Ротенберг, но, похоже, флот «Газпрома» предназначается другим претендентам. 31 января генеральный директор «Совкомфлота» Сергей Франк написал председателю правления «Газпрома» Алексею Миллеру письмо с предложениями по расширению сотрудничества в сфере морского бурения. В документе предлагается следующая схема взаимодействия. «Газпром» продает буровые платформы финансово-лизинговой компании по балансовой стоимости, а та, в свою очередь, передает их на 20 лет «Совкомфлоту». Одновременно «Газпром» может зафрахтовать буровые у «Совкомфлота» на 5–7 лет для выполнения работ на шельфовых месторождениях концерна. Говорить, что схема одобрена, преждевременно, но принципиальное решение о передаче активов в «Совкомфлот» принято. Профильным департаментам концерна поручено подготовить предложения до 15 марта.
«Совкомфлот», который занимается коммерческими перевозками грузов, прежде всего нефти и газа, полностью принадлежит государству. Но в правительственной программе приватизации числится под первым номером. Как рассказал «МН» источник в правительстве, «Совкомфлот» в прошлом году в рамках обсуждения подготовки схемы приватизации госпакета акций предлагал провести ее в виде допэмиссии. А вырученные у частных инвесторов деньги менеджмент «Совкомфлота» хотел направить на выкуп буровых установок у «Газпрома» и других судов. Чиновники эту идею не поддержали, но от планов получить эти активы «Совкомфлот» не отказался. Впрочем, успех этого мероприятия будет в значительной степени зависеть от того, кто готовится стать новым акционером компании. В «Совкомфлоте» запрос «МН» оставили без внимания. В «Газпроме» и «Газфлоте» от комментариев отказались.
Из-за специфики и ярко выраженной сезонности буровых работ на шельфе северных морей уже сейчас можно говорить, что в этом году использовать «Полярную звезду» и «Северное сияние» вряд ли удастся. Для того чтобы подготовить и провести тендер по продаже актива, необходимо время. В случае с «Газпром бурением» от решения комиссии по непрофильным активам до отчуждения в пользу победителя аукциона прошло семь месяцев. Даже если сейчас сделка будет оформлена гораздо быстрее, новому собственнику придется выиграть газпромовский тендер на проведение геологоразведочных работ, подготовить и утвердить программу геологоразведочных работ, получить все необходимые разрешения. Только процедуры согласования с органами надзора занимают четыре месяца.
Судный день
В 2007 году Выборгский судостроительный завод (ВСЗ), подконтрольный тогда группе физических лиц во главе с совладельцем банка «Россия» Николаем Шамаловым, выиграл тендер «Газпрома» на строительство двух полупогружных буровых платформ. Стоимость контракта была определена в 59 млрд руб., заказчиком назначен «Газфлот», новым генеральным директором которого был назначен Юрий Шамалов (как считают на предприятии, не просто однофамилец акционера Выборгского завода). При этом у ВСЗ не было ни опыта сооружения таких объектов «под ключ», ни мощностей. Его участие в проекте ограничилось сваркой металлических оснований платформ, а всю работу по строительству верхней технологической части ППБУ и монтажу оборудования выполнила южнокорейская верфь Samsung. Из-за курсовых разниц за четыре года реализации проекта стоимость контракта выросла еще почти на 3 млрд руб. Кроме того, ВСЗ пришлось брать кредит у Газпромбанка на 4,7 млрд руб. для того, чтобы заплатить ввозные пошлины в казахстанский и белорусский бюджеты в рамках Таможенного союза. От уплаты российской части пошлины завод был освобожден отдельным постановлением правительства в мае 2011 года. Новых заказов у ВСЗ не было, и владельцы продали его государственной Объединенной судостроительной корпорации. Сделка состоялась на прошлой неделе. По сообщениям СМИ, бывшие акционеры получили 1,8 млрд рублей.