Федеральная таможенная служба России подозревает братское государство в махинациях с пошлинами.
В теме поставок нефти в Белоруссию назревает скандал. Казалось бы, после двух лет переговоров Россия и Белоруссия наконец пришли к соглашению, которое устраивает обе стороны. Но теперь российские ведомства получили основания подозревать Белоруссию в махинациях с экспортом нефтепродуктов.
По соглашениям, подписанным Россией и Белоруссией, республика получает нефть и нефтепродукты беспошлинно и по значительно более низким внутрироссийским ценам, а затем перерабатывает и продает в другие страны. Однако при поставках нефтепродуктов за пределы Таможенного союза республика обязалась перечислять в российский бюджет экспортные пошлины. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), в 2011 году Россия поставила в Белоруссию 18,1 млн т сырой нефти рыночной стоимостью в $7,44 млрд и 5,6 млн т нефтепродуктов на сумму $3,3 млрд.
По словам Владимира Путина, в результате заключенных «нефтяных» соглашений Белоруссия по сути получает от России субсидии в размере $4,1 млрд в год. Премьер-министр Белоруссии Михаил Мясникович оценил прямую выгоду в $700 млн.
Но, по информации «Известий», не все так гладко и с этой схемой. Федеральная таможенная служба России получила основания предполагать, что под видом продуктов нефтехимии Белоруссия, возможно, экспортирует нефтепродукты, рассказал «Известиям» источник в ФТС. Интрига заключается в том, что эти товары не облагаются экспортной пошлиной при вывозе за пределы Таможенного союза. Соответственно, Россия не получает за них деньги.
ФТС заинтересовало значительное увеличение поставок растворителей и органических разбавителей из Белоруссии. В 2011 году страна экспортировала в 8,6 раза больше «химии», чем в 2010 году (2073 тыс. т против 242 тыс. т) — на общую сумму около $1,5 млрд. Для сравнения: Россия экспортирует всего 16,9 тыс. т растворителей.
А по данным Минфина, подключившегося к расследованию, в январе 2012 года экспорт вырос и вовсе в 125 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Большая часть поставок в 2011 году пришлась на Латвию — 73%, еще 23% на Нидерланды, куда Белоруссия эту продукцию ранее не поставляла.
ФТС отмечает синхронное увеличение поставок белорусских растворителей в Латвию (в 6,3 раза) и увеличение ввоза в Белоруссию нефтепродуктов из России (тоже в 6,3 раза).
— Синхронное увеличение в 6,3 раза объемов ввоза из России нефтепродуктов и объемов вывоза в Латвию растворителей позволяет предположить, что растворитель может являться товаром прикрытия, — говорит источник в ФТС.
Исходя из объема поставок (1,5 тыс. т) и усредненной экспортной пошлины на 1 т нефтепродуктов в размере $300 за 1 т цена вопроса может составить $450 млн, подсчитал для «Известий» начальник аналитического отдела «Универ Капитал» Дмитрий Александров.
С поставками в Нидерланды тоже есть странности. По данным ФТС, Белоруссия во втором полугодии 2011 года снизила поставки нефтепродуктов (а именно дистиллятов), облагаемых пошлинами, на 20% (или 1809 т) по сравнению со вторым полугодием 2010 года. Основные сокращения экспорта пришлись как раз на Нидерланды, куда Белоруссия в мае начала поставлять растворители, говорит представитель ФТС. При этом в данных Евростата информация о ввозе этих веществ практически отсутствует. Правда, источник в ФТС оговаривается, что Нидерланды могут являться страной транзита и не отражать в статистике импорт этих товаров.
Минэнерго попыталось выяснить у белорусской стороны, какой объем растворителей производится на заводах страны, рассказал «Известиям» источник в министерстве. Однако государственный концерн «Белнефтехим» ответил ведомству, что сбор этих данных концерном на регулярной основе не осуществляется. Белорусская компания предложила предоставить эту информацию по итогам года.
На белорусских заводах — Мозырском НПЗ и в ОАО «Нафтан», — занимающихся производством растворителей и других продуктов нефтехимии, «Известиям» порекомендовали обратиться за статистикой по производству растворителей в «Белнефтехим». В концерне «Белнефтехим» получить комментарии по этому поводу не удалось.
— Отсутствие анализа производства растворителей и их перемещения внутри и за пределами Таможенного союза не позволяет сделать однозначный вывод, подтверждающий предположение ФТС, — сказал изданию чиновник министерства. — Производство этих товаров находится в ведении Минпромторга. Будет целесообразным предложить ему произвести этот анализ.
История «нефтяных» взаимоотношений России и Белоруссии полна драматических эпизодов. Поставки нефти в Белоруссию неоднократно становились предметом спора между странами. В январе 2010 года они оказались под угрозой срыва. Минск в рамках нового соглашения хотел получать больше нефти без пошлин и увеличить плату за транзит. Однако Москва «продавила» соглашение, по которому пошлиной не облагалась только та нефть, которую страна реально потребляет (6,3 млн т). А оставшиеся объемы — 15 млн т — ввозились с полной экспортной пошлиной.
Подписав соглашение о Таможенном союзе и создании Единого экономического пространства, Белоруссия вернула себе беспошлинную поставку российской нефти с начала 2011 года. Однако республика обязалась перечислять в российский бюджет экспортные пошлины на нефтепродукты, несмотря на их происхождение, при их экспорте за пределы Таможенного союза. По словам первого вице-премьера Белоруссии Владимира Семашко, в этом и заключалась основная суть компромисса.
Российские нефтяники со своей стороны выбили у Белоруссии повышение цен — премию $45 за 1 т беспошлинной нефти. Однако ненадолго — с 2012 года нефть поступает в Белоруссию с дисконтом в $3,7 за 1 т. Взамен российские компании получили право самостоятельно распоряжаться произведенными из нее нефтепродуктами.