Крупнейшая частная нефтекомпания России "Лукойл" планирует строительство нефтепродуктопровода мощностью около 2 млн тонн в год для поставок нефтепродуктов с принадлежащего компании Нижегородского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в Московскую область. Об этом журналистам сообщил президент "Лукойл" Вагит Алекперов по итогам подписания с губернатором Московской области Сергеем Шойгу соглашения о сотрудничестве. Между тем аналитики полагают, что столичный регион не готов к расходу топлива в таком объеме и, если все проекты будут реализованы, региону грозит перепроизводство горючего.
Вагит Алекперов отметил, что в настоящее время компания только начинает проектировку нефтепродуктопровода, его протяженность оценивается примерно в 500 км. По его словам, "Лукойл" планирует сформировать определенный пул компаний, которые смогут поставлять нефтепродукты по новому трубопроводу в Москву и область. "Мы с "Роснефтью" говорили на эту тему, заинтересована также "Башнефть", - сказал г-н Алекперов, отвечая на вопрос, кто может войти в планируемый консорциум. Он также отметил, что проектировкой трубопровода будет заниматься "Транснефть", а также не исключил, что на каком-то этапе операторские права на нефтепродуктопровод будут переданы этой компании.
Освоение нефтяными компаниями Московской области набирает обороты. Ранее о своих планах по строительству НПЗ заявляла "Роснефть". По словам главы компании Игоря Сечина, мощность завода составит 12 млн т в год. На днях о планах построить НПЗ в области говорила ГК "Трасса", занимающаяся хранением и реализацией нефтепродуктов в Подмосковье. По ее задумкам, мощность НПЗ может составить до 8 млн т.
Аналитики полагают, что столичный регион не готов к расходу топлива в таком объеме и в случае реализации проекта в полном объеме региону грозит перепроизводство горючего. "На мой взгляд, это стрельба из пушек по воробьям. Это приведет к перепроизводству нефтепродуктов. К тому же строительство НПЗ очень дорогой и очень прямолинейный способ решить проблему нехватки высококачественного бензина. Более правильно было бы провести реконструкцию существующих мощностей", - считает аналитик "Уралсиба" Алексей Кокин.
По его мнению, такая реконструкция - тоже достаточно дорогое мероприятие, однако оно почти наверняка окупится за счет спроса на качественный бензин.
Впрочем, Василий Тонурков из ИК "Велес Капитал" считает, что вряд ли все эти дополнительные объемы будут потребляться только столицей. "Если бы речь шла о том, что именно московский рынок поглотит дополнительное производство, то я бы сказал, что рынок не готов. Скорее всего, он будет использоваться для более удобной транспортировки в регионы", - отметил он. Аналитик добавил, что те 2 млн т нефтепродуктов, которые планирует поставлять в Москву "Лукойл", транспортируются и сейчас.