Игорь Сечин начал реализовывать поставленную перед ним задачу сокращения издержек с массовых увольнений в «Роснефти». В первую очередь это коснется центрального аппарата — его численность только в прошлом году выросла на 25%. Осенью компания обещает оптимизировать структуру персонала, набор которого временно приостановлен, и механизм управления.
Игорь Сечин, который в конце мая сменил на посту президента «Роснефти» Эдуарда Худайнатова, сразу же заявил о будущей оптимизации в компании, а также возможном сокращении штата центрального аппарата. «Рост центрального аппарата за три года увеличился на 30%. Нужно посмотреть, совпадает ли это с ростом эффективности. Будем оптимизировать и сокращать в том числе, если потребуется», — уточнил он. По информации РБК daily, перед Игорем Сечиным была поставлена задача сократить издержки «Роснефти» на 10%.
«Сокращения могут коснуться значительного числа сотрудников», — говорит источник РБК daily, близкий к компании. Агентство Bloomberg со ссылкой на Интерфакс сообщает о 800 человек. Собеседник РБК daily в «Роснефти» говорит, что в данном случае речь идет о существующих вакансиях компании. «Было принято решение их закрыть до тех пор, пока нанятые «Роснефтью» консультанты не предложат новую структуру управления», — говорит он. Официальный представитель компании информацию об увольнении не стал комментировать. По его словам, процесс изменения структуры компании может занять два-три месяца. Новая схема должна будет отвечать международным стандартам и позволит оптимизировать издержки на содержание аппарата сотрудников.
На конец 2011 года численность персонала «Роснефти» и ее дочерних обществ составляла 168,4 тыс. человек (данные отчета за 2011 год). Рост на 519 человек по сравнению с концом 2010 года компания объясняет «развитием шельфовых проектов и расширением блока капитального строительства по причине реализации программы модернизации НПЗ». При этом существенно вырос штат сотрудников московского офиса «Роснефти»: к концу 2011 года там работали на 532 человека больше, чем в 2010 году (ранее не более 1650 человек, см. таблицы).
В целом все нефтегазовые компании стараются оптимизировать численность персонала. В прошлом году число работников в ЛУКОЙЛе сократилось на 7,5%, до 120,3 тыс. человек. Штат сотрудников ТНК-BP на территории России, Украины и Белоруссии составил около 50 тыс. человек (+118 человек к 2010 году за счет приобретения активов во Вьетнаме и Венесуэле). В «Газпром нефти» около 59 тыс. человек работают в 24 регионах России, а также за рубежом: среднесписочная численность персонала уменьшилась на 9% по сравнению с прошлым годом за счет реструктуризации бизнеса и фокусировки на профильном персонале.
Продолжает набирать новых сотрудников уже четвертый год подряд лишь «Газпром». Сейчас в холдинге работают 404,4 тыс. человек (+8,3% к 2008 году). В 2007 году в штате числились 436,1 тыс. человек, на следующий год «Газпром» сократил персонал на 14,4% из-за экономического кризиса.
Структура персонала Роснефти на конец 2001 года, чел | |
Геологоразведка и добыча | 30267 |
Сбыт и транспорт | 33702 |
Переработка | 23441 |
Профильные сервисные услуги вдобыче и переработке | 34945 |
Прочие сервисные услуги | 36465 |
Наука | 3979 |
Центральный аппарат | 2111 |
Прочие | 3463 |
Итого | 168373 |
Изменение общей численности персонала, а также центрального офиса Роснефти с 2007 по 2011 год | ||
Общая численность сотрудников | Центральный апппарат | |
2007 | 105903 | 1326 |
2008 | 170872 | 1638 |
2009 | 166951 | 1538 |
2010 | 167854 | 1579 |
2011 | 168373 | 2111 |
Приведение компании в соответствие с международными стандартами отражается прежде всего на оптимизации структуры компании, улучшении условий труда, передаче непрофильных функций на аутсорсинг и повышении уровня клиентского сервиса, считает управляющий партнер консалтинговой компании Khustaleva & Kharlamov Анна Хрусталева. По ее мнению, после оптимизации «Роснефть» должна быть больше похожа на американские и европейские нефтяные компании: активное использование машин на сложных и опасных для жизни территориях добычи ресурсов, упор на обучение сотрудников, внедрение программ повышения лояльности, структурирование мотивационных программ, наем аутсорсинговых компаний и изменение маркетинговой политики в сторону клиентоориентирования и повышения репутации на международном рынке. «Очевидно, что это движение в сторону бизнес-подхода, ориентированного на повышение капитализации, который свойствен зарубежным компаниями», — говорит она.