АЗС на распутье: либо придерживать товар, либо требовать либерализации розницы
Продолжающийся уже больше месяца рост оптовых цен на нефтепродукты в московском регионе уже в ближайшее время отразится на ценниках заправок, ожидают эксперты. С ними согласны и представители независимых столичных сетей АЗС. При нынешних ценах, за которыми активно следит Федеральная антимонопольная служба (ФАС), рентабельность розничных продаж топлива стремится к нулю. В результате многим нефтекомпаниям и АЗС выгоднее придерживать товар. А это путь к дефициту, а значит, в дальнейшем — к резкому скачку цен.
С ростом цен на нефть, продолжающемся после их падения в конце мая — начале июня, растут и экспортные паритетные цены на нефтепродукты. Это значит, что продавать их за границу в последнее время становится все более выгодно. Этим доводом уже 1,5 месяца руководствуются оптовые продавцы московского региона, повышая и свои внутренние ценники.
«Цены дизеля (дизельного топлива. — „МК“) у московских трейдеров перевалили за 31 000 руб./т, да и по этим ценам купить невозможно. Товар придерживают (или не имеют) и трейдеры, и нефтяные компании. Сегодня актуальность даже не в цене дизеля, а в наличии товара», — описывает ситуацию аналитик топливного рынка Виктор Костюков.
Так, например, Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ обеспечивает примерно половину потребностей столичного региона) с 9 июня по 17 августа поднял стоимость дизельного топлива с 27 700 руб./т до 30 300 руб./т. В пересчете на литр это 25,25 рубля (1килограмм бензина равняется 1,2 литра). Напомним, литр «дизеля» стоит на заправке в Москве около 28 рублей. Заправкам остается около 10%. Вслед за московским заводом поднимали цены и его ближайшие конкуренты, Ярославский и Рязанский. С традиционной наценкой в несколько процентов в связи с логистикой.
Аналогичного изменения ценников на заправках пока не происходило. Они стоят на месте уже 7 недель подряд, сообщил Росстат в минувший четверг.
Впрочем, это выглядит как затишье перед бурей. Уже в ближайшие недели цены на АЗС уверенно поползут вверх.
«Сегодня маржинальная доходность АЗС ниже критических 10% по бензину Аи-92 и дизелю и только по бензину Аи-95 держится на уровне 12%. Обычно АЗС работают на доходности от 12% до 16%. Если владельцы АЗС будут выходить на 12-процентную рентабельность, то розничные цены на дизель в Москве должны подняться к концу августа примерно на 50 коп./литр, с нынешних 29,66 руб./литр до 30,10 руб./литр», — подсчитал Костюков.
С ним согласны и двое представителей московских розничных сетей АЗС, пожелавших, впрочем, остаться неназванными. «Если рентабельность по АИ-95 еще сохраняется, то по 92-му она уже давно нулевая. А теперь и вовсе стала отрицательной по дизелю», — рассказывает один из них. Вскоре ему придется поднять цены.
Как правило, после поднятия цен независимыми заправщиками ценники переписывают и на АЗС, принадлежащих вертикально интегрированным нефтекомпаниям, — прогнозирует топ-менеджер одной из независимых заправочных сетей, опрошенный корреспондентом «МК».
А тем временем ФАС, в чьи обязанности входит мониторинг случаев необоснованного роста цен, «следит именно за конечным звеном цепочки — АЗС», — продолжает ее представитель. «То, что МНПЗ фактически не отпускает товар, чиновников не волнует», — заключает он.
Предприниматель согласен с недавним прогнозом Российского топливного союза: осенью литр бензина может подорожать на 2–2,5 рубля в рознице.
По его мнению, хотя ситуация с бензинами сейчас не такая острая, но может резко ухудшиться с традиционно увеличивающимся осенью спросом на горючее на фоне продолжающегося роста нефтяных цен.