Мало кому известная технологическая гонка времен холодной войны разыгрывалась на местах нефтяных месторождений в США и России: на этот раз не в космосе, а глубоко под землей, пишет Эндрю И. Крамер в своей статье в The New York Times.
Супердержавы искали способы извлечения нефти и природного газа из сланцевых пород, сообщает издание.
Промышленность, в конечном итоге, остановилась на гидроразрыве пласта - технологии закачивания гелеобразной жидкости из гуаровой муки в скважину.
Под высоким давлением эта напоминающая пудинг смесь вскрывает разломы, через которые поступают нефть и газ, поясняет действие этого метода автор статьи.
Россия, крупнейший в мире энергоэкспортер, оставила эти усилия, поскольку у нее есть другие запасы, которые проще добывать. Но теперь страна вновь включилась в это соревнование, пишет Эндрю Крамер.
Нефтяные сервисные компании заимствуют технологии, подобные гидроразрыву, стремясь к тому, что, по прогнозам некоторых энергетических аналитиков, станет бумом сланцевой нефти в России, подобным тому, который сейчас происходит в Северной Америке, отмечает издание.
Российское правительство до сих пор смотрело на распространение этих технологий отрицательно: значительные запасы сланцевого газа в Польше и на Украине угрожают доходам "Газпрома". Сланцевая же нефть, напротив, может стать благом для России, полагает автор статьи.
Exxon Mobil уже заключил сделку с "Роснефтью" на бурение пробных скважин на одном из сибирских месторождений сланцевой нефти. По данным газеты, в конце этого года российское правительство собирается предложить парламенту значительные налоговые послабления для компаний, добывающих нефть на морском шельфе и из малопроницаемых пластов. Наибольшую выгоду от этого получит "Роснефть".
Существует одно важное различие в области нефтедобывающей промышленности между Россией и США. Маленькие частные нефтяные компании породили бум нетрадиционной нефти в США, обратив вспять упадок добычи нефти в стране, который начался в 1970-е годы, на пороге которого стоит сейчас Россия, рассуждает журналист.
Частный сектор в добывающей сфере в России крайне мал. "Руспетро", компания, добывающая нефть нетрадиционным способом, а именно из руслового песка в Западной Сибири, привлекла внимание инвесторов идеей открыть в Сибири частную нефтяную компанию североамериканского образца, сообщает издание.
Месторождение, разрабатываемое "Руспетро", было устьем реки юрского периода от 145 до 220 млн лет назад. От нее остались песчаные отмели на берегах, которые образовали песчаный коллектор. Соучредитель компании и бывший первый вице-президент ЮКОСа Дон Уолкотт сначала увидел сейсмические карты этой области на аукционе в Москве и решил купить участок в этой области, а затем создал "Руспетро", пишет Эндрю Крамер.
Компания окажется прибыльной, если геологи смогут удачно восстановить змеящиеся контуры древней реки, отмечает он. Целью геологоразведочных работ является поиск линзовидных залежей песчаника в русле, при помощи бурения скважины вглубь скрывающей его поверхности. Эта скважина стоит 2 млн долларов, отмечает издание.
"Это напоминает историю о том, как Вильгельм Телль сбил выстрелом яблоко на голове своего сына", - приводит журналист слова финансового директора компании Тома Рида.
Область разработок "Руспетро" отчасти захватывает Баженовское месторождение, насыщенный нефтью пласт в Западной Сибири. На него также претендует совместное предприятие Exxon и "Роснефти", пишет издание.
Сейчас Сибирь отделяет от бума сланцевой нефти, как в Северной Дакоте, только государственная политика, считает главный инженер "Руспетро" Вячеслав Большаков. Технологии для добычи нефти из сланцевых пород доступны, но без налоговых изменений затраты на нее превысят доходы от добытой таким способом нефти, поясняет автор статьи. "В России нам недостает только одного - выгоды", - приводит он слова Большакова.