Подготовленный Министерством природных ресурсов (МПР) для внесения в Государственную Думу Кодекс РФ о недрах демонстрирует некомпетентность его разработчиков. Об этом сказал на пресс-конференции в Ханты-Мансийске заместитель председателя правительства Ханты-Мансийского автономного округа по вопросам недропользования и ТЭК Владимир Карасев, участвовавший в заседании правительства России в Москве по вопросам совершенствования управления нефтегазовым комплексом страны.
По мнению Владимира Карасева, Министерство природных ресурсов подготовилось к заседанию правительства очень слабо, трижды Михаил Касьянов задавал вопросы главе министерства Виталию Артюхову, но не получал конкретных ответов. "Вообще, законотворческая деятельность для многих превратилась в спорт, - сказал Владимир Карасев. - Наспех подготовленный МПР Кодекс о недрах с точки зрения регулирования отношений недропользователей демонстрирует удручающую профессиональную некомпетентность разработчиков. В документе четко не определен предмет госконтроля в области недропользования, хотя этим предметом должна стать разработка и обустройство месторождения, то есть инвестиционные обязательства компаний при пользовании недрами".
Владимир Карасев привел такие цифры. По проектам, утвержденным по лицензионным участкам, в округе не пробурено 18 тыс. скважин. Если учесть, что каждая промысловая скважина стоит около 1 млн долларов, то это значит, что не проинвестировано 18 млрд долларов, к этому прибавляется 30% недополученных затрат на обустройство, налог на добычу полезных ископаемых и налог на имущество, а также не добытые ежегодно 25 млн тонн нефти. Таким образом, бюджет лишается 27-30 млрд долларов прямых налоговых поступлений.
Наше государство, отметил Владимир Карасев, в отличие от других держав, не идет по пути возмещения нанесенного природе вреда. В связи с этим, на заседании правительства было высказано предложение ввести рычаги экономического воздействия на нефтяные компании, не выполняющие свои обязательства. Сейчас есть единственный инструмент воздействия - досрочное прекращение прав на пользование недрами. Но, в целом, возобновление работы на законсервированных по этой причине месторождениях происходит через 5-8 лет, до этого времени месторождение будет простаивать, а государство - нести убытки.
"По поводу предпринимаемых мер в области развития законодательной базы по недропользованию даже у министерств нет единого мнения. Формальным итогом заседания правительства стало задание Министерству экономического развития обобщить до 1 ноября все предложения, чтобы Госдума могла принять закон о недропользовании в 1 квартале 2003 года", - сказал Владимир Карасев.