Демарш Назарбаева
Ситуация вокруг компании ЮКОС для многих оказалась своего рода лакмусовой бумажкой
В первую очередь на "дело ЮКОСа" не замедлили отреагировать российские политики, каждый из которых в преддверие выборов не преминул использовать арест Михаила Ходорковского для собственного пиара, солидаризируясь со своими потенциальными избирателями. Правые говорили о недопустимости вмешательства силовых структур в бизнес, левые поддерживали Генпрокуратуру, обещая электорату развитие событий в том же направлении, к примеру, арест многих других олигархов.
Не менее живо отреагировал на арест самого богатого человека России и Запад в лице политиков и представителей крупного бизнеса. При этом если среди политиков все же возобладала осторожная линия невмешательства в частные дела другого государства, то настроение крупного бизнеса было выражено весьма откровенно в виде отказа нескольких крупнейших мировых компаний от покупки активов в России.
Так или иначе, мнение по поводу ареста Михаила Ходорковского было выражено весьма многими, неважно будь оно в итоге положительное или отрицательное. Иное дело - соседи по СНГ. Как оказалось, крупнейший политический скандал в самом большом государстве СНГ не привлек ровным счетом никакого внимания политиков и бизнесменов постсоветского пространства. Ни один из лидеров бывших советских республик, за исключением одного, не сказал ни слова по поводу происходящих в России событий. Как отмечает "Независимая Газета", "благо политкорректность позволяет: они, дескать, не могут вмешиваться во внутренние дела суверенного государства".
Однако в реальности ситуация такова, что практически во всех столицах стран-членов СНГ облегченно вздыхали оттого, что можно не комментировать тему, ставшую основной в выпусках всех новостей в цивилизованном мире. Причина для молчания лидеров стран СНГ весьма проста: комментируя проблемы с демократией "в чужом глазу", рискуешь обратить внимание на "бревна" в своем.
Один влиятельный украинский политолог, оценивая позицию Киева, сказал: "Что ЮКОС? Он ведь ничем официально не владеет на Украине, а поэтому и судьба Ходорковского мало кого волнует". Да что там ЮКОС - Леонид Кучма в свое время ни слова не сказал даже в защиту Бориса Березовского, несмотря на дружеские отношения и участие олигарха в судьбе Кучмы в период предвыборной кампании? Лидеры постсоветских республик предпочитают не обращать внимание на любые проблемы с демократией или разбирательства с бизнесменами у коллег, поскольку давно уже играют в негласную игру, по правилам которой делать замечания партнерам нельзя. Если не хочешь получить такое же замечание в ответ.
Однако во время развития "дела ЮКОСа" один из партнеров по игре в "управляемую демократию", как уже отмечалось, неожиданно все правила нарушил. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, комментируя арест Ходорковского, весьма резко заявил, что "Государственный, особенно правоохранительный, аппарат должен понять: частная собственность, образно говоря, - это священная корова, а не дойная корова". Выступая на форуме предпринимателей, президент Казахстана заявил: "Грехи прошлого" стали причиной одного из самых серьезных кризисов в России после ареста руководителей и акций самой дорогой нефтяной компании страны - ЮКОСа, посеявшего панику среди инвесторов и породившего активные разговоры о переделе собственности".
Для наблюдателей и аналитиков слова Назарбаева прозвучали как гром среди ясного неба, потому что ранее чрезвычайно осторожный президент Казахстана никогда не позволял себе критики в адрес могучего "северного соседа". Теперь же критика прозвучала, причем весьма в жесткой форме и как раз в тот момент, когда коллеге Назарбаева Владимиру Путина так нужна поддержка извне. Назарбаев же и вовсе дал серьезную отповедь госчиновникам, посоветовав бизнесменам не вести бизнес "с нечестными чиновниками", и пожелав "переходить на честную работу с правительством, с государством".
Аналитики не склонны расценивать демарш казахского лидера как вызов Владимиру Путину или желание досадить российским коллегам. Странно было бы даже предполагать это на фоне проходящего в данный момент "года Казахстана в России".
Эксперты склоняются только к одной более-менее достоверной версии столь резкого выступления Нурсултана Назарбаева. Судя по всему, президент Казахстана был в значительной степени вынужден сделать это демонстративное заявление, идя на уступки крупному российскому бизнесу, в первую очередь, нефтяному. Не секрет, что Назарбаев уже стал по сути дела заложником своих близких контактов с крупнейшими мировыми нефтяными компаниями. Тесные связи главы Казахстана с нефтяниками уже стоили ему громкого и до сих пор незавершенного дела "Казахгейт", в рамках которого Назарбаев обвиняется в получении взяток от высокопоставленных эмиссаров нефтяных монстров и отмывании денег в Европе и Америке. Судя по всему, и на этот раз Назарбаеву пришлось пойти вразрез с общей линией поведения из-за давления нефтяного лобби, как мирового, так и российского.
Так или иначе, демарш Назарбаева, скорее всего, останется без ответа. Наблюдатели сходятся в одном: казахстанский президент волен делать любые заявления. Однако не стоит забывать того факта, что у российского президента Путина феноменальная память, и он не забывает ничего. А в соответствии с правилами игры под названием "управляемая демократия в рамках СНГ" нарушивший негласный кодекс рискует получить свою критику обратно. А критиковать Назарбаева, как известно, есть за что. Российские власти при желании могут весьма легко форсировать развитие нескольких весьма неприятных для казахстанского лидера сюжетов, касающихся как вопросов демократии, так и свободы бизнеса, не говоря уже о поддержке расследования пресловутого "Казахгейта". Если догадка верна, то не стоит удивляться тому, что в ближайшее время между доселе дружными соседями по СНГ начнут возникать весьма ощутимые шероховатости. Ничего не поделаешь - лакмус потемнел, значит реакция пошла.