Первым серьезным свидетелем в защиту Михаила Ходорковского и Платона Лебедева стал Михаил Касьянов. Экс-премьер отметил, что украсть 350 млн тонн нефти невозможно, практика покупки нефти у дочек использовалась всеми компаниями отрасли, а само дело попахивает политикой.
"Объем, который называется, - 350 млн т нефти - сопоставим с объемом, который "ЮКОС" мог добыть, но говорить о хищении такого масштаба - мой ответ однозначно "нет", такого не может быть", - заявил в Хамовническом суде в качестве свидетеля Касьянов, который с 2000 по 2004 г. был председателем правительства РФ. Он выразил убеждение, что уголовное преследование Ходорковского и Лебедева политически мотивировано и обусловлено тем, что экс-глава "ЮКОСа" поддерживал оппозиционные партии. "К концу 2003 г. у меня сложилось однозначное мнение: оба арестованы по политически мотивированным основаниям", - сказал Касьянов.
"По объему уплаты налогов "ЮКОС" всегда был в середине или вверху девятки крупнейших компаний", - сказал Касьянов. "Информация о проблемах, которые могли бы возникнуть или возникали, до меня не доходила. Всю статистику собирали уполномоченные ведомства", - ответил он на вопрос защиты о том, были ли претензии к "ЮКОСу" со стороны правоохранительных органов и различных ведомств.
Свидетель заявил, что "ЮКОС", покупая нефть у дочерних компаний по цене значительно ниже той, что установлена на внешнем рынке, действовал в рамках обычной практики. "Разумеется, это были внутренние цены, они отличались от тех, что на европейских биржах, и были значительно ниже. Сложно себе представить, чтобы цена на нефть в Омске, например, была такой же, как в Роттердаме", - сказал Касьянов.