Китай начнет поставлять Ирану супертанкеры для перевозки СПГ в мае 2012 г. Сумма контракта может составить 1,2 млрд долл США.
Он предусматривает строительство 12 танкеров для перевозки СПГ, который иранская танкерная компания NITC подписала с китайской стороной еще в 2010 г.
Первый из 12 танкеров NITC получит в мае 2012 г, еще 7 - к концу года, оставшиеся 4 - к концу 2013 г.
Напомним, в конце января 2012 г ЕС ввел санкции в отношении Ирана.
Совет ЕС ввел запрет на импорт, приобретение и транспортировку иранской нефти и нефтепродуктов, а также на относящиеся к ним финансовые и страховые операции.
Полностью нефтяное эмбарго в отношении Ирана должно вступить в силу 1 июля 2012 г.
Наличие собственных танкеров -газовозов позволит Ирану проводить более гибкую политику по реализации углеводородов.
Без работы танкеры - газовозы не останутся.
Иран стремительно развивает производство СПГ.
С 2015 г войдет в промышленнную эксплуатацию месторождение Южный Парс.
Между тем, международные санкции не оказали значительного влияния на контракт NITC с китайской стороной, и пока платежи поступали своевременно.
В то же время Ирану еще предстоит погасить значительную часть суммы перед китайскими партнерами.
Супертанкеры, которые NITC должна получить в рамках контракта с китайскими верфями Waigaoqiao Shipbuilding Co. Ltd. и Dalian Shipbuilding Industry Co. Ltd., пополнят иранский флот танкеров , в настоящий момент насчитывающий 39 судов.
Каждая из китайских компаний выиграла тендер на строительство 6 судов.
Китайские корабелы давно сотрудничают с Ираном.
В 2002 г Ираном был проведен тендер на строительство также 6-ти нефтеналивных танкеров типоразмера VLCC.
Тендер выиграла верфь из Даляна.
В 2002-2004 гг контракт был выполненен.
Судостроительное предприятие Dalian Shipbuilding, размещенное на о-ве Чансинь в Даляне и построенное южнокорейской судостроительной корпорацией STX Group, в настоящее время является одной из самых крупных судостроительных верфей в мире.
В ее сухом доке длиной 460 м можно одновременно строить 2 судна класса 320 000 т двт.
Китай уделяет существенное внимание судостроению и ведет агрессивную политику его развития.
Интерес к судостроению в мире усилился в связи с развитием не только перевозок нефти, но и СПГ и СУГ.
Китай вполне может стать мировым лидером в этой отрасли.
Пока здесь лидирует Южная Корея, но сравнение возможностей нынешнего Китая и Южной Кореи, конечно, будет в пользу Китая.
Строительство танкеров это важный аспект мировой энергобезопасности, но их избыток, может на нее, энергобезопасность, повлиять негативно.
Кроме Китая активно развивают судостроение Россия, Бразилия и другие страны.
Несогласованная политика в этом вопросе может привести к кризису на фрахтовых рынках.