Ряд аналитиков склоняется к этой точке зрения, которая, лишь на первый невнимательный взгляд кажется невероятной.
Строительство Таджикистаном Рогунской ГЭС, может лишить Узбекистан былого влияния на Душанбе и отразится на ВВП страны.
Демарш Узбекистана, в этом случае может рассматриваться, как способ привлечь внимание к своей проблеме, показав, что если Таджикистан начнёт строить совместно с Россией Рогунскую ГЭС, Ташкент легко может переориентировать свои внешнеполитические векторы.
Проект Рогунской ГЭС на реке Вахш в Таджикистане мощностью 3,6 тысяч мегаватт предполагает строительство самой высокой в мире плотины максимальной высотой 335 метров, которая по размерам превзойдет построенную в 2008 г в Китае плотину «Три ущелья».
Ожидается, что Рогунская ГЭС будет вырабатывать 13,3 тераватт-часов электроэнергии в год, и поэтому сторонники проекта настаивают, что ее строительство не только позволит Таджикистану полностью обеспечить собственные потребности в электроэнергии, но также даст возможность Таджикистану экспортировать электроэнергию в соседние Афганистан, Пакистан и Китай.
Для Узбекистана вопрос со строительством не только Рогунской ГЭС, но и принципиальное приобретение энергонезависимости Таджикистаном является геополитическим провалом.
Узбекистан, имеющий более половины человеческих ресурсов, а также значительную диаспору в Центральной Азии, является абсолютным центром влияния в данном регионе.
Ташкент считает, что строительство Таджикистаном ГЭС может в значительной мере обезвожить территорию Узбекистана.
А вода в Узбекистане "на вес золота": отсутствие ирригации собственных полей, приведёт к потере большого количества урожая хлопка, экспорт которого составляет значительную часть ВВП страны.
Помимо этого приобретение конкурентом энергонезависимости не только номинальной (по показателям производства), но и реальной (контроль отрасли) тоже нежелательно для Узбекистана.
Вы думаете у России есть выбор, строить ГЭС или не строить?
Если Россия не будет строить, то ее место с удовольствием займет Иран, который уже давно плотно сотрудничает по строительству ГЭС с Таджикистаном.Да и браться - славяне из Украины "не дремали " в 2008 г.
Приостановка членства в одностороннем порядке уставом ОДКБ не предусмотрена и может наступать лишь решением руководящего Совета коллективной безопасности в качестве наказания страны-участницы. Что же касается выхода, то о нем надо уведомлять за полгода.
Примечательно, что прекращать военное взаимодействие с СНГ узбеки не спешат.
5 июля посланец Ташкента примет участие в заседании Совета министров обороны СНГ в Калининграде.
Напомним, проект строительства очередной, Рогунской, гидроаккумулирующей плотины на реке Вихш появился еще во времена СССР.
Тогда же он начал воплощаться в жизнь с разрешения 1-го Секретаря ЦК Таджикистана Д. Расулова и 1-го Секретаря Узбекистана Ш. Рашидова в 1976 г.
Во времена СССР такие вопросы решались быстрее, что приводило к одновременному синергическому развитию всех республик СССР, в тч среденеазиатских.
Развал СССР, в 1ю очередь, был благоприятен для Европы и США, которые отлично пользуются междоусобицами между бывшими республиками СССР, не только среднеазиатских.
Что касается выхода Узбекистана из ОДКБ, то здесь опять в роли "змея-искусителя" выступают США, которым не хватает коридора для транспортировки грузов в Афганистан в связи с ростом напряженности с Пакистаном.
А Узбекистан только рад помочь "дяде Сэму". Может быть именно это явилось "последней каплей" для принятия такого решения.
Интересным фактом, явилось сопротивление проекту таджикского населения (особенно с началом перестройки), чья республика и должна была остаться в выигрыше от осуществления проекта.
Причина недовольства в том, что проект предусматривал затопление части населённой территории, на которой находилось большое количество зданий религиозного значения.
В 80х гг. постройка ГЭС была заморожена в связи с недофинансированием.
1я очередь строительства была сдана ещё на начальном этапе, однако всё построенное в советское время в 90-е было предано забвению, а из-за отсутствия надлежащего контроля, инфраструктуре ГЭС была нанесены разрушения в результате схождения селевых потоков. В 2002 г землетрясение добавило разрушений.
Данное обстоятельство значительно удорожило восстановление ГЭС.
Новый виток событий, привлекший внимание к Рогунской ГЭС начался в середине 2000-х годов.
В 2004 г там "отметился" А.Чубайс.
Москва вышла к Душанбе с предложением финансирования проекта инвестициями компании Русал.
Однако, сторонам не удалось согласовать технических моментов проекта, в частности высоту плотины, а также её тип, и в сентябре 2007 г Таджикистан официально расторг соглашение с Русалом.
Но, что важно, именно с того самого момента президент Таджикистана Эмомали Рахмон определил строительство ГЭС приоритетной задачей страны на ближайшие 20 лет.
Судя по действиям Таджикистана, оно уже настало.