6 апреля 2013 г отряд кораблей Тихоокеанского флота (ТОФ), следующий из города-порта Владивостока, форсировал Малаккский пролив, разделяющий Тихий и Индийский океаны.
Отряд ТОФ держит курс на Средиземное море, где ВМФ России создает эскадру.
5 апреля 2013 г Минобороны РФ сообщило, что приступило к формированию Средиземноморской эскадры, направив в этот регион отряд кораблей Тихоокеанского флота.
О необходимости создать отдельное управление оперативного соединения ВМФ для защиты интересов России в Средиземном море на постоянной основе ранее заявил министр обороны С. Шойгу.
В состав отряда кораблей ТОФ входит большой противолодочный корабль (БПК) Адмирал Пантелеев постройки 1988 г, большие десантные корабли (БДК) Адмирал Невельской, Пересвет, Ослябя, океанский спасатель Фотий Крылов и морской танкер Печенга.
На всех БДК находятся подразделения морской пехоты ТОФ.
Во времена СССР в Средиземном море на постоянной основе находилась 5-я оперативная эскадра ЧФ, созданная в 1967 г.
Эксперты уверены, что наличие 5-й эскадры исключило участие 6-го флота ВМС США в 6-дневной войне на стороне Израиля против Сирии и Египта.
В период формирования межфлотских группировок для выполнения боевых задач численность наземных и подводных кораблей достигала 50.
В декабре 1992 г после развала СССР 5-я эскадра была расформирована.
В Средиземном море, точнее, в его восточной части, и сейчас на постоянном дежурстве присутствуют российские корабли.
В апреле 2012 г это был сторожевой корабль Сметливый с группой морпехов ЧФ, потом - другой боевой корабль, 3-й, а затем было и вовсе принято решение направить туда межфлотскую группировку боевых кораблей.
В ноябре 2012 г 1-й отряд боевых кораблей ЧФ отправился в воды Средиземного моря.
В декабре 2012 г ОБК ЧФ был значительно усилен.
В январе 2013 г глава МИД России С.Лавров, по-дипломатически прямо, заявил на пресс-конференции в г Москве, что «Мы не заинтересованы в том, чтобы регион Средиземноморья дестабилизировался еще больше, и присутствие нашего флота там является безусловным фактором стабилизации».
В феврале 2013 г каперанг Ю.Земской по-военному четко доложил, что «никакой связи между учениями и обстановкой в Сирии не было».
Для любознательных сообщим, что в конце 2012 г - начале 2013 г в восточной части Средиземного моря, прошли учения межфлотской группировки, в которую входило более 20 наземных кораблей Черноморского, Северного и Балтийского флотов РФ, 3 подводные лодки ВМФ России, в тч даже 1 атомная подлодка, а также Дальняя авиация.
Пожалуй, это было крупнейшее учение ВМФ РФ с момента развала СССР.
Интересы России понятны и просты.
И связаны интересы с нефтегазом.
Напомним, Израиль обидно отказал Газпрому в покупке газа с месторождения Тамар, хотя, теоретически, с учетом Левиафана и других перспективных участков, у Израиля точно будет избыток газа, который ,вероятно, будет экспортироваться в Европу.
При этом Израиль предложил Турции построить магистральный газопровод (МГП) через ее территорию для экспорта своего газа на мировые рынки.
Добавим, что ранее неудачей закончились попытки российских компаний войти в консорциумы по добыче углеводородов на шельфе Израиля.
Еще в 2008-2009 гг Израиль и Турция были близки к созданию нефтегазотранспортной системы Medstream, включающей регион Средиземного и Красного моря, Индия, Китай и Тайвань.
После того, как Б.Аль-Асад предложил альтернативную систему транспортировки углеводородов на Ближнем Востоке(«политики 4-х морей», представленная в начале 2011 г), в стране случились беспорядки, которые день ото дня становятся все более кровопролитными.
От ситуации в Сирии существенно зависит эффективность проекта МГП Южный поток и, в целом, поставок российского природного газа в Европу.
Да и Пункт материально-технического обеспечения (ПМТО) кораблей ВМФ РФ в сирийском г Тартусе терять не желательно.
Невеселая статистика отношений у России и с Кипром.
Несмотря на тяжелое финансовое положение Кипра 9 декабря 2012 г пресс-секретарь правительства Кипра С. Стефаноу сообщил о прекращении переговоров властей с консорциумом Total, НОВАТЭКа и GPB Global Resources (структуры Газпромбанка) об участии в ГРР на блоке 9 континентального шельфа Кипра.
Опечаленный С. Стефаноу сообщил, что прогресс в этих переговорах был «неудовлетворительным».
И это несмотря на то, что полРоссии имеет на Кипре оффшорные компании!
Россия была просто обязана усилить военно-морское присутствие в Средиземном море.
Теперь у России в Средиземном море снова будет эскадра.
Оптимистично? Не очень.
Эксперты говорят, что это Россия пока просто не может создать боеспособную эскадру в Средиземном море.
11 марта 2013 г на расширенном заседании руксостава ВС РФ министр обороны С. Шойгу заявил: «Принято решение о формировании управления оперативного соединения ВМФ в средиземноморской зоне, где силы флота будут находиться на постоянной основе. Проведенные в январе текущего года учения в акваториях Черного и Средиземного морей показали, что в целом межфлотская группировка способна выполнять поставленные задачи в дальней морской зоне».
«Есть», - немедленно отреагировал главком ВМФ РФ адмирал В. Чирков.
Однако держать в Средиземном море крупное оперативное соединение боевых кораблей флота типа эскадры - дело сложное.
В свое время 5-я эскадра была мощным 1-м оперативный эшелон обороны СССР от глобального удара всеми возможными средствами.
В эскадре находились новейшие корабли, на равных конкурировавшие с американскими кораблями.
Ныне экспертов печалит, что после развала СССР в России не построили ни 1-го боевого корабля океанской зоны, ни 1-й подводной лодки.
Но в России появилось очень много миллиардеров.
Группировку в Средиземном море создать можно, но конкурировать с американцами там могут либо Москва , либо Петр Великий.
А кто ближние рубежи страны тогда будет защищать?
Хотя, справедливости ради, нужно отметить, что период холодной войны закончился.
Маловероятно, что американцы нанесут удар по территориям, куда вложены миллиарды американских денег компаниями ExxonMobil, Shell и др мейджорами.
Радует только одно, что вопрос создания эскадры, наконец , поднят.
От властей страны зависит будет ли возрождаться морская мощь, проектироваться и строиться современные корабли.