Мировые цены на нефть снижаются после заявления Международного энергетического агентства о перенасыщении рынка нефти.
Североморская нефть марки Brent, сопоставимая по стоимости с российской Urals, подешевела до 102,55 долл США за 1 барр.
Аналитики говорят, что цены на нефть рискуют обвалиться еще сильнее, что приведет к серьезным проблемам для российской экономики.
Международное энергетическое агентство сократило свой прогноз цен на нефть в 2014 г после того как производство нефти в США достигло самого высокого показателя за последние 27 лет.
Департамент энергетики США вчера сообщил, что добыча нефти составила 8,5 млн барр/день в июле, что стало самым высоким уровнем с апреля 1987 г.
Ранее сообщалось, что по итогам первого полугодия 2014 г США обогнали Россию и Саудовскую Аравию по добыче нефти и стали лидером по производству углеводородов.
При этом в июне Вашингтон впервые за 40 лет разрешил экспортировать сырую нефть, нарушив тем самым собственный запрет.
Возвращение американской нефти на мировой рынок, как и предполагалось, оказало давление на стоимость нефть.
Дополнительное давление на цены оказывает Ливия, откуда начались первые поставки углеводородного сырья после годичного перерыва.
В то же время сказывается увеличение на 300 тыс барр добычи нефти в Саудовской Аравии.
В результате стоимость нефти марки Brent упала до самого низкого уровня за 13 месяцев.
В настоящее время североморская нефть торгуется на уровне 102,52 долл США за 1 барр.
Аналитики полагают, что цены на нефтяном рынке, скорее всего, продолжать опускаться.
В экспертной среде обсуждаются различные варианты развития ситуации на нефтяном рынке, среди которых называется порог стоимости нефти в 80-90 долл США за 1 барр.
Такой уровень цен может серьезно ударить по экономике и социальной стабильности России, бюджет которой чрезмерно зависит от стоимости нефти.
Экономисты неоднократно последние годы обращали внимание на то обстоятельство, что сырьевая направленность российской экономики лишь усиливается.
В структуре экспорта топливно-сырьевой экспорт достигает 70%.
Нефтяную зависимость признавали и в правительстве РФ, однако для устранения этой проблемы фактически ничего не делалось.
В этой ситуации Россия оказалась перед серьезной опасностью, о чем предупреждал министр финансов РФ А.Силуанов еще в январе 2014 г.
Выступая на Гайдаровском форуме, он тогда сказал, что существует риск падения цен на нефть до 90-80 долл США за 1 барр.
При этом он обратил внимание, что бюджет РФ сверстан на основе цены нефти на уровне 101 долл США за 1 барр, а падение стоимости ниже этой отметки приведет к пересмотру бюджетной политики и, вероятно, сокращению бюджетных расходов.
«Есть много рисков, что цены изменятся в сторону понижения. Потому что тот спрос, который генерируется ростом в Соединенных Штатах и наметившимся ростом европейских странах, будет во многом компенсироваться увеличение предложения нефти и нефтепродуктов в Соединенных штатах и Канаде, и странах ОПЕК. Есть риск снижения цен на нефть до уровня 90-80 долл США за 1 барр, а это соответственно уже изменение параметров и доходов бюджета. К этому мы должны быть готовы заранее» - сказал тогда А.Силуанов.
Подготовилось ли правительство РФ к такому варианту развития событий, сказать однозначно сложно.
Традиционно подобные негативные события становятся ожидаемой неожиданностью.
В мае на заседании кабинета министров был одобрен базовый вариант прогноза социально-экономического развития России на 2014-2016 г, который А.Силуанов тогда назвал несколько оптимистичным.
В этом сценарии среднегодовая цена на российскую нефть марки Uralsожидалась на уровне 104 долл США в 2014 г, 100 долл США в 2015-2016 г и 98 долл США на 2017 г.
Стоит отметить, что, согласно экспертным оценкам, именно резкое падение цен на нефть разрушило социальную стабильность в СССР, в результате чего произошел распад страны.