2 новых рейдовых катера комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040 с системой джойстикового управления, построенных специально для Каспийской флотилии ВМФ РФ на заводе «Нижегородский теплоход» после перехода по внутренним водным путям 2 октября 2014 г прибыли в Каспийское море.
Уже в акватории Каспия государственная приемная комиссия завершит проведение оставшихся необходимых испытаний, после чего катера будут приняты в состав службы поисковых и аварийно-спасательных работ флотилии.
Планируется, что катера войдут в состав Каспийской флотилии до ноября 2014 г.
В августе 2014 г был проведен 1й этап госиспытаний катеров.
Катера проекта 23040 предназначены для выполнения различных задач при проведении аварийно-спасательных работ на реке и море.
Могут быть использованы для водолазных, поисково-спасательных, пожарных, экологических и других работ.
Оборудованы совершенно новой системой джойстикового управления.
Она существенно облегчает работу по удержанию катера и точному маневрированию при любых погодных условиях.
Автономность катера по запасам пресной воды и провизии из расчета экипажа в 8 человек составляет 5 суток.
Дальность плавания при скорости 10 узлов составляет 200 миль.
Государственный контракт на строительство 16 катеров проекта 23040 был подписан с Минобороны РФ в конце марта 2013 г.
В 2013 году «Нижегородский теплоход» построил и передал 4 катера ЧФ РФ.
В 2014 г по плану нужно построить 6 катеров: 3 - для Балтийского флота, 3 - для Каспийской флотилии.
Прикаспийские страны уделяют особое внимание модернизации и боевой готовности флота, так как Каспийское море является источником углеводородов и важной транспортной артерией.
Напряженность вызывает проект строительства Транскаспийского газопровода.
Вопрос военного присутствия на Каспии отнюдь не праздный.