26 июня 2016 г состоялась торжественная церемония открытия Панамского канала после реконструкции.
В мероприятиях, посвященных этому эпохальному событию, приняли участие президент Панамы Х. К. Варела, делегации из Китая, Японии, Перу, Южной Кореи, Колумбии и Мексики, представители транспортных компаний и просто десятки тысяч человек.
Интересно, что на открытие были приглашены лидеры 70 стран, но они воздержались от визита в связи с недавним скандалом с Mossack Fonseka.
Торжество прошло сразу в 2 точках канала: в Агуа-Клара поблизости от Тихого океана и Коколи на Атлантической стороне.
1м судном, прошедшим по реконструированному каналу, стал китайский контейнеровоз Cosco Shipping Panama.
23 октября 2006 г в Панаме были подведены итоги референдума о расширении Панамского канала, которое поддержали 79% населения.
Работы по обновлению канала начались в 2007 г, через 7 лет спустя после перехода Панамского канала из-под контроля США под юрисдикцию Панамы.
Модернизацию Панамского канала предполагалось осуществить к 2014 г, когда исполнится 100 лет его эксплуатации.
Но проблемы со строительством не позволили реализовать проект к этому сроку.
Длина нового русла Панамского канала после реконструкции составила 77 км.
Ширину шлюзов увеличили с 34 до 55 м, глубину - с 12 до 18 м.
Максимальное водоизмещение судов возросло до 150 тыс т.
Годовая пропускная способность Панамского канала была увеличена почти в 2 раза, до 600 млн т.
После расширения канал сможет принимать корабли, вмещающие до 14 тыс контейнеров, тогда как до реконструкции этот показатель составлял 5 тыс.
Затраты на реконструкцию составили 5,25 млн долл США.
Ожидается, что расширение Панамского канала изменит ландшафт мировой торговли в долгосрочной перспективе.
Ежедневно через канал проходит 35-40 судов, что составляет 6% от мировой морской торговли.
Реконструкция позволит ликвидировать очереди, образовывавшиеся судами, проходящими по Панамскому каналу.
Кроме того, канал адаптировали под танкеры, перевозящие сжиженный природный газ (СПГ).
Этот фактор можно считать ключевым, учитывая амбиции США в роли экспортера СПГ.
Немаловажно, что обновление канала пришлось на период спада в судоходной отрасли, однако перевозки сжиженного газа стали одним из немногих сегментов мирового судоходного рынка, показавших рост в 2015 г.
Расширение делает Панамский канал более конкурентоспособным по сравнению с Суэцким каналом в Египте.
Причем, Суэцкий канал был расширен в 2015 г.
Всего за 1 год было проложено новое русло протяженностью 37 км и обеспечено углубление канала в отдельных частях до 23 м.
Расширение канала позволило увеличить почти в 2 раза его пропускную способность с 49 до 97 судов/сутки за счет возможности их одновременного прохода во встречных направлениях.
Стоимость модернизации Суэцкого канала превысила 8 млрд долл США.
Также обновленному Панамскому каналу предстоит конкурировать со строящимся Никарагуанским каналом.
Работы по строительству канала в Никарагуа начались в 2015 г.
Стоимость проекта оценивается в 50 млрд долл США, главным инвестором является китайская компания HKND.
Предполагается, что по каналу смогут проходить 5,1 тыс/год судов, а время прохождения канала судами не превысит 30 часов.