Россия и Ливан намерены углублять 2-сторонние межгосударственные отношения в экономической сфере, в т.ч в нефтегазе.
Об этом 13 сентября 2017 г на встрече в резиденции Бочаров Ручей в г Сочи говорили президент РФ В. Путин и председатель Совета министров Ливана С. Харири.
В настоящее время объем товарооборота между Россией и Ливаном достаточно скромный, но рост есть, причем внушительный - в 1,5 раза.
Это, в общем, хорошая тенденция, которую хотелось бы сохранить, отметил В. Путин.
С. Харири назвал уровень политических контактов между Россией и Ливаном превосходным, и подтвердил намерение довести до такого же уровня экономические связи и взаимодействие в рамках военно-технического сотрудничества.
Ливан поощряет приход в страну компаний из России.
Так, Ливан готов сотрудничать с российскими компаниями в газовой сфере, на примете уже есть несколько компаний, работающих в газовой сфере и в сфере геологоразведки.
У нас с ними есть реальные шансы для успешной работы над общими проектами, сказал С. Харири.
Ливан готовится к проведению тендеров на 5 нефтегазовых блоков на шельфе.
Срок сбора заявок от потенциальных участников тендера был перенесен на 3 недели, поскольку возникли вопросы по некоторым моментам, системе налогообложения для нефтегазового сектора.
В ближайшие дни пройдет сессия парламента Ливана по этому вопросу и С. Харири рассчитывает, что по итогам заседания удастся снизить налоги, а 12 октября 2017 г это решение будет утверждено.
Затем заявки участников тендера будут рассматриваться, на это ориентировочно уйдет 2 месяца.
Таким образом результаты могут быть уже в декабре 2017 г.
В конце апреля 2017 г о своем интересе к работе на шельфе Ливана сообщили ЛУКОЙЛ и НОВАТЭК.
Компании прошли 2й этап предквалификации для участия в лицензионном раунде по распределению лицензий на разведку и добычу нефти и газа в стране.
Побороться за лицензии ЛУКОЙЛу и НОВАТЭКу предстоит еще с 7 компаниями, в т.ч ONGC, SIPEX, Qatar Petroleum, Petropars и New Age (African Global Energy).
Шансы на победу российских компаний в тендере С. Харири оценил как высокие.
Условия тендера на проведение геологоразведочных работ (ГРР) на 5 блоках в ИЭЗ Ливана были опубликованы еще в начале сентября 2013 г.
Однако, условия конкурса вызвали возмущение Израиля, по мнению которого границы одной из выставленных на тендер лицензий заходят в исключительную экономическую зону страны.
Любопытно, что Израиль и Ливан не имеют договора о морской границе, поэтому Израиль основывал свои претензии на израильско-кипрском и ливанско-кипрском соглашениях.
Ливан же утверждает, что граница между ИЭЗ Израиля и Кипра была проведена в ущерб Ливану и должна проходить на несколько градусов южнее.
В итоге, тендер должен был быть завершен в мае 2014 г, но процесс затянулся.
Также Ливан рассчитывает привлечь российских инвесторов в другие крупные инфраструктурные проекты.
В числе этих проектов С. Харири назвал строительство железных дорог и аэропортов и расширение порта Триполи на севере страны.
В. Путин и С. Харири обсудили и политическую обстановку в регионе, которая остается очень сложной из-за событий, происходящих в Сирии и Ираке.
Но Ливану удается сохранять стабильность и страна рассчитывает на поддержку России, чтобы сохранить стабильность в регионе.
Ливан придает очень важное значение военному сотрудничеству с Россией в т.ч в борьбе против терроризма.
По итогам встречи, уже вернувшись в Ливан, С. Харири заявил, что его страна может сыграть роль одной из основных баз для разворачивания процесса послевоенной реконструкции Сирии.
Площадкой такого взаимодействия может стать порт Триполи, Ливан уже готовится к этому и привлекает инвесторов, в т.ч из России.