Москва,20 фев - ИА Neftegaz.RU. Россия может помочь улучшить энергетическую безопасность Пакистана за счет поставок сжиженного природного газа (СПГ).
Об этом поведал 20 февраля 2018 г министр иностранных дел России С. Лавров после встречи с главой МИД Пакистана Х. Асифом.
Дипломатические высказывания - это хорошо, но если учесть, что недавно власти Пакистана конкретно договорились с властями Омана о долгосрочных поставках СПГ на введенный в эксплуатацию ноябре 2017 г 2й СПГ- терминал, то объемов для российского газа просто может не хватить.
И нужно не дипломатически выстраивать газовые отношения, а уже подписывать межправсоглашения.
Напомним, в январе 2018 г стало известно, что Иран активизировал работу по проекту строительства магистрального газопровода (МГП) Иран - Оман, поэтому проблем с газом у Омана не будет.
Тезисы от С. Лаврова:
- встреча с пакистанским коллегой Хаваджей Мухаммадом Асифом была проведена с целью обсуждения возможностей улучшить энергетические связи 2х стран;
- среди приоритетов будет строительство магистрального газопровода (МГП) Север-Юг от г Карачи до г Лахора;
- рассматриваются и другие варианты, в тч поставки СПГ в Пакистан Газпромом;
- Пакистан созрел для российских инвестиций в энергетику из-за исторических связей с регионом;
Пока ситуация с Пакистаном печальная:
- хотя соглашение о строительстве МГП Север - Юг власти РФ и Пакистана подписали, а ныне уже около 56% опрошенных читателей Neftegaz.RU считают необходимым скорее реализовать этот проект;
- еще декабре 2017 г директор NIOC А. Кардор сообщил о заинтересованности Ирана в участии Газпрома в строительстве МГП Иран - Оман, но Газпром пока молчит;
- ранее обсуждались проекты различные ( рассматривалась возможность реализации новых проектов, в т.ч Iran LNG, Farzad-A и Farzad-B, North Pars; были перспективы совместной прокладки МГП Иран - Пакистан - Индия; научно-технического сотрудничества; консалтинга и даже поставки современного оборудования для строительства газопроводов), но пока прорыва не произошло.
Проблемы Пакистана:
- откровенно не хватает газа собственной добычи, что вынуждает власти увеличивать экспорт СПГ;
- добычная и транспортная инфраструктура устарела;
- по данным Азиатского банка развития, у энергетического сектора Пакистана есть разрыв между спросом и предложением около 5000 МВт, что оказывает значительное давление на перспективы экономического роста. АБР назвал статус энергетического сектора в Пакистане «калечащим».
В ноябре 2017 г OMV начала добывать газ для Пакистана, спустя годы после открытия месторождения, поскольку раньше дефицит не стоял так остро.
Имея запасов на около 27 трлн фт3 (ок 756 млрд м3 газа) природного газа, Пакистан располагает достаточным количеством ресурсов для удовлетворения спроса примерно на 20 лет.
Но темпы роста добычи неудовлетворительные, и без импорта СПГ не обойтись.
Европа смотрит на СПГ в качестве альтернативной формы энергоносителей, пытаясь сломить российскую власть над своим энергетическим сектором.
Большая часть газа, который Россия поставляет на европейский рынок, пока проходит через построенную еще в советское время газотранспортную систему (ГТС) на Украине , где геополитическая напряженность создает риски энергетического сектора.
Но российский СПГ в Европе возможно реализовать, вероятно, только на споте.
В Пакистане ситуация другая.
Россия уже более 2 лет пытается договориться с Пакистаном о поставках СПГ - оптимального для сотрудничества Пакистана и РФ.
Странно, что властям РФ до сих пор не удалось договориться с властями Пакистана по газовому вопросу. Не находите?
Читать на Английском