Киев, 25 июл-ИА Neftegaz.RU. Наблюдательный совет Нафтогаза Украины сообщил о достижении согласия с Набсоветом «Магистральных газопроводов Украины» (МГУ) относительно дорожной карты сотрудничества.
Об этом 24 июля 2018 г поведал Нафтогаз.
Цель дорожной карты - полное и прозрачное выделение функции оператора газотранспортной системы (ГТС) на Украине.
Это действие обеспечит соответствие ГТС Украины требованиям 3го энергопакета ЕС.
Довольна глава набсовета Нафтогаза К. Споттисвуд:
- это очень важная веха, которая обеспечит выполнение Украиной регуляторных требований ЕС,
- гарантирует энергетическую безопасность и экономическое процветание Украины.
- благодарим В. Гройсмана за лидерство правительства в этом процессе,
- благодарим зам Госсекретаря США по вопросам энергетических ресурсов Ф. Феннона за его помощь и поддержку во время текущего визита в г Киев;
- благодарим других представителей международного сообщества за их участие и советы.
Любопытно, что в списках US state department нет замгоссекретаря Ф. Феннона.
Но самое удивительно в том, что и консенсуса с Газпромом - основным транзитером газа по украинской ГТС у Нафтогаза тоже нет.
Не смогли помочь участием и советом ни Френки, ни другие представители международного сообщества.
В условиях судебного противостояния власти Украины не надеются на получение разрешения у Газпрома на выделение функции оператора ГТС (анбандлинг).
В этом случае власти Украины будут вынуждены просить Газпром разрешить сменить сторону контракта в известном транзитном договоре.
Очевидно, что Газпром в условиях неуступчивости Нафтогаза не согласится пойти навстречу.
В. Путин 16 июля 2018 г на встрече с Д. Трампом ясно дал понять, что Газпром готов пойти на мировую с Нафтогазом, но только если стороны отзовут иски из Стокгольмского арбитража.
Вероятно, это не нужно американцам, поэтому Ф. Феннон и не помог Нафтогазу дельным советом.
Поэтому и нет надежды на полное, прозрачное и быстрое выделение функций оператора ГТС на Украине.
Известно, что «Магистральные газопроводы Украины» не будут входить в состав Нафтогаза.
Причем отделение будет по -взрослому, в полном соответствии с нормами ЕС и в максимально сжатые сроки.
Для ускорения работ по развитию оператора ГТС в рамках Укртрансгаза даже привлечена PriceWaterhouseCoopers.
И хотя План реформирования Нафтогаза утвержден в еще в 2015 г, в подписанном ныне Меморандуме о взаимопонимании (МоВ), процесс анбандлинга стороны предполагают завершить только в начале 2020 г, дождавшись истечения действующего контракта на транзит газа с Газпром.
Ранее Нафтогаз печально, но юридически грамотно поведал КабМину о невозможности немедленного отделения этой функции из-за возможной неудобной позиции Газпрома как стороны контракта на транзит газа.
После 2019 г власти Украины потеряют до 2 млрд долл США/год транзитных средств.
Пока неясно, как в этих условиях Газпром после 2019 г будет поставлять газ в Молдову, но и о больших объемах транзита властям Украины придется забыть.
Лишь около опрошенных читателей Neftegaz.RU пока не верят в возможность консенсуса между властями РФ и Украины, но время бежит.