Анкара, 30 июл - ИА Neftegaz.RU. Турция не намерена отказываться от импорта газа из Ирана из-за намерения США вновь ввести антииранские санкции.
Об этом 29 июля 2018 г заявил президент Турции Р. Эрдоган.
Тезисы от Р. Эрдогана от 29 июля:
- он раньше уже сообщал экс-президенту США Б. Обаме, что Турция закупает газ у Ирана, потому что больше негде;
- граждане Турции без него замерзнут зимой, и что он не может ничего с этим поделать;
- те же самые слова он передал и нынешнему главе Белого дома Д. Трампу.
В определенной степени, это лукавство, потому что газ в Турцию поступает из Ирана, Азербайджана и России.
Турции чрезвычайно невыгодно сейчас следовать санкционной политике США в отношении Ирана, хотя газотранспортные отношения Турции и Ирана довольно непростые, и казалось, что властям Турции выгодно использовать повод, чтобы усилить давление на Иран.
Действительно, к примеру, в 2015 г цены на природный газ для Турции составляли: из Ирана - 490 долл США/1000 м3, из РФ - 425 долл США/1000 м3, из Азербайджана - 335 долл США/1000 м3.
Казалось бы, что иранский газ - самый дорогой для турок, но все не так просто.
Сначала турки договорились с искусными в переговорах иранцами о строительстве магистрального газопровода (МГП) Иран -Турция, пообещав компенсировать строительство более высокой ценой иранского газа, а потом, по окончании строительства МГП, простодушно решили через суд потребовать снижение цены на газ, ошеломив иранцев.
Иранцы терпят и соглашаются даже кабальными условиями типа отказа турок от гронингенского принципа «бери или плати» (take-or-pay) в газовых контрактах с Азербайджаном и Ираном.
Все потому, что и иранцам выгодно сотрудничество с Турцией.
В действительности, Иран продолжает быть крайне интересен Турции по многим причинам:
- возможностью существенно наращивать объемы экспорта газа собственной добычи, в отличие от Азербайджана, ресурсы которого ограничены в большей степени;
- перспективой получать природный газ из других стран транзитом через Иран. К примеру, для Туркменистана поставки газа транзитом через Иран - Турцию в Европу гораздо более реальны, чем Транскаспийский газопровод;
- использовать иранский маршрут для диверсификации поставок газа, и снижения влияния поставок газа из РФ;
- перспективы роста транзита газа в Турции будут стимулировать газотранспортную отрасль нефтегаза Турции и усилит позиции страны, как газового хаба.
Иран, в свою очередь, стремительно увеличивает экспорт газа.
В апреле 2018 г Pars Oil and Gas Company заявила о росте добычи газа к концу 2018 г до 84 млн м3/сутки на месторождении Южный Парс в Персидском заливе.
В мае 2018 г Национальная иранская газовая компания сообщила о планах по росту экспорта природного газа до 200 млн м3/сутки к 2021 г, с текущих 60 млн м3/сутки.
Любопытно, что в 2014 г экспорт иранского газа составлял лишь 30 млн м3/сутки.
Как отказаться от такого партнера?
Ранее 25 июля 2018 г Р. Эрдоган уже высказывался на тему санкций:
- подтвердил, что его страна не будет принимать участие в введении санкций против Ирана;
- желания США разорвать стратегические отношения Турции с Ираном противоречат пониманию о свободе.
Глава МИД Турции М. Чавушоглу также заявил, что Анкара не намерена принимать участие в американских санкциях против Ирана, и напомнил, что Турецкая республика не одобряет их возобновление.
Если выполнять антииранские санкции США отказывается даже их верный союзник в регионе - Турция, то нет ничего удивительного, что другие страны также не следуют им.
В начале июля 2018 г Китай- самый крупный импортер иранской нефти, заявил, что не планирует сокращать импорт по призыву США.
Власти Индии заявили, что готовы соблюдать только санкции, введенные ООН, и подтвердили готовность оплачивать закупленную в Иране нефть в рупиях, чтобы обойти антииранские санкции.
США стремятся лишить Иран его нефтяных доходов.
Это 22 июля 2018 г в очередной раз подтвердил госсекретарь США М. Помпео, раскритиковавший иранский режим.
Для достижения своей цели американцы призвали своих союзников и другие страны отказаться от импорта нефти из Ирана.