Сочи, 13 фев - ИА Neftegaz.RU. 13 февраля 2019 г. президент России В. Путин встретился с президентом Республики Беларусь А. Лукашенко, который прибыл в Россию с 3-дневным рабочим визитом.
Обсуждались ключевые вопросы 2-сторонней повестки дня - не без внимания остались перспективы развития интеграции.
Стороны пытались подчеркнуть рабочий характер визита.
В отличие от приемов в шикарной обстановке, ныне переговоры велись в подчеркнуто аскетичной обстановке: стол, стулья , серый фон. Без позолоты и удобных кресел.
Впрочем и абсолютно рабочим визит Батьки в г. Сочи не назовешь.
Частный характер, характер неофициальности придало визиту катание президентов на пустынном горнолыжном склоне.
Для своих лет президенты катаются неплохо, но техника скольжения у В. Путина повыше.
Тезисы В. Путина:
- Отношения России и Белоруссии крепнут;
- Россия по-прежнему крупнейший торгово-экономический партнер Белоруссии: более 49% товарооборота приходится на долю РФ;
- Беларуси выдан большой объем госкредитов - более 6 млрд руб., плюс 58 млрд руб., по линии Фонда ЕАЭС 6 траншей общим объемом 1,6 млрд долл. США,
- Белоруссия дисциплинированно исполняет свои финансовые обязательства. В тч по проекту строительства АЭС, которое находится в завершающей стадии,
- Финдисциплина способствует развитию торговых отношений, включая сельхозпроизводство - из общего объема поставок Белоруссии в Россию это более 34%,
- Объемы поставок нефти и газа сохраняются на договорном уровне,
- Бывают и «шероховатости» и проблемы - как это положено между друзьями, но Белоруссия по-прежнему является важнейшим стратегическим союзником РФ.
Тезисы А. Лукашенко:
- Экономика Беларуси - это «финишное производство российской экономики», сырье, комплектующие в объеме 60-70% по основной машиностроительной продукции, нефтепереработке закупается в РФ;
- Это общая экономика 2х стран - поддерживая Беларусь, Россия поддерживает 35-40 млн людей, которые работают на российских предприятиях, поставляющих в Беларусь продукцию,
- Вопросы всегда есть и будут, но развязки по этим вопросам будут найдены без сомнений.
Отметим, что в 2018 г. поставки российского газа в Белоруссию увеличились на 7%, достигнув 20,33 млрд м3 /год, в 2017 г. - было 19 млрд м3/год
В 2017 г. и 2018 г Россия поставляла в Белоруссию 18 млн т/год нефти.
2 острых вопроса между Россией и Белоруссией:
- налоговый маневр в российской нефтянке. вернее, снижение печальных его последствий для экономики братской страны,
- цена на газ для белорусских братьев -славян.
Цена на газ.
В 2018-2019 гг. Белоруссия закупает газ у России со скидкой.
Цена 2018 г. составила 129 долл. США /1000 м3, при этом в 2019 г. стоимость снизится до 127 долл. США /1000 м3.
Украинские братья -славяне мечтать даже не могут о такой цене. Но это политика США, которым удалось поссорить власти братских стран. Надеемся, что относительно скоро отношения братских стран Украины и России восстановятся.
В. Путин давно предлагал Украине газ по 180 долл США/1000 м3, но украинские власти неутомимо покупает в тридорого российский газ у столь любимых им европейских посредников, доведя среднюю стоимость до фантастических 340 долл США /1000 м3.
Поссорить власти Беларуси и России добрым самаритянам пока не удается.
И это радует.
Отношения властей настолько хороши, что Белоруссия даже возмущается по поводу разницы в ценах на газ для Белоруссии и граничащей с ней российской Смоленской области.
Милые бранятся.....
В связи с этим, Белоруссия уже не в первый раз ставит вопрос о ценообразовании по российскому газу.
На заседании Высшего Евразийского экономического совета А. Лукашенко вновь вернулся к этой теме - тогда он возмутился тому, что для белорусских потребителей газ стоит 130 долл. США/1000 м3, а для российских потребителей в Смоленской области - 70 долл. США/1000 м3.
Разница 60 долл. США/1000 м3, действительно, велика.
В 2018 г. экономия для Беларуси при смоленской цене составила бы 1,2 млрд долл США.
В. Путин тогда очень -очень мягко парировал, напомнив, что если бы для Белоруссии действовала рыночная цена на газ, она была бы под 200 долл. США/1000 м3, а не 127 и 129 долл. США/1000 м3 (на 2018 и 2019 гг. соответственно).
Тем не менее, и анонсированная скидочка 2 долл. США/1000 м3, в 2019 г. может дать нефтегазу Беларуси экономию около 40 млн долл США.
Хотя в масштабах государства это вряд ли устроит власти Белоруссии.
Налоговый маневр в нефтянке РФ.
Налоговый маневр в нефтегазе России несет убытки белорусской стороне в объеме 383 млн долл. США.
Кто компенсирует?
Теоретически, если страны являются стратегическими партнерами, то власти РФ должны компенсировать эти убытки, но ситуация в РФ непростая, денег в бюджете на социалку не хватает, проводится непопулярная Пенсионная реформа, да и вообще, какой чиновник просто так отдаст 383 млн долл США.
С другой стороны, если власти Беларуси в свое время согласились отдать Белтрансгаз Газпрому, то почему бы не попросить еще чего, например, интеграции в обмен на лояльность при налоговом маневре?
Завершение налогового маневра предполагает обнуление экспортной пошлины на нефть в течение 6 лет с одновременным повышением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Т.е. произойдет перенос налоговой нагрузки с экспорта на внутренний рынок.
Чтобы поддержать собственные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) Россия вводит отрицательный (обратный) акциз.
Белоруссия же автоматически столкнется с ростом цен на нефть, что обернется потерями в эти 383 млн долл. США, которые белорусская сторона хотела бы компенсировать за российский счет.
Россия в принципе не против, но от Белоруссии требуется более последовательное выполнение обязательств, взятых на себя в рамках союзного государства, в т.ч. таможенных.
А в последнее время и вообще зашел разговор об интеграции. Конкретной.
Автор: Н. Жабин, О. Бахтина