Международная нефтяная неделя (International Petroleum Week, IPW) 2019 в г. Лондоне, организованная Energy Institute проходит 26-28 февраля 2019 г.
Место проведения - отель InterContinental London Park Lane в центре г. Лондона в Mayfair.
27 февраля, уже после обеда проводилась сессия «Роль России в мировом нефтегазовом бизнесе».
Модератор профессор Д. Рохан, ранее 14 лет отработавший директором департамента энергетики PwC в РФ.
Участники сессии М. Джетвэй - финансовый директор НОВАТЭКа, О. Каримов - вице-президент по коммерции и логистике Роснефти.
Впрочем, судя по отсутствию И. Сечина и А. Миллера, статус IPW для властей РФ понизился.
Состав остальных участников сессии не впечатлил, представителей бизнеса не было, разве что C. Cremers, вице-президент Shell по России.
Но интерес Shell понятен - нужно принимать решение по проекту строительства 3й технологической линии (train) завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) проекта Сахалин-2, который документально готов, но нет решения по ресурсной базе.
Складывается впечатление, что О. Каримов говорил именно для Shell.
Основным источником газа для 3й линии проекта Сахалин-2 пока считаются месторождения проекта Сахалин-1, основные акционеры которого - ExxonMobil (оператор) и Роснефть.
Выступление О. Каримова не добавило ясности в обеспечение ресурсной базой проекта Сахалин-2.
Еще недавно казалось, что страсти улеглись, и претензий к монопольности Газпрома на экспорт сетевого газа нет, но, как оказалось обыватели рано радовались.
Выступая на российской сессии IPW, Отабек Каримов уклончиво сообщил о необходимости изменения законодательства РФ в части допуска независимых газодобывающих компаний на зарубежные рынки.
Неясно считает ли О. Каримов Роснефть независимой газодобывающей компанией или нет, но, по его мнению, изменение законодательства решит несколько проблем и позволит:
- ответить на вопросы регуляторов ЕС,
- увеличить долю России на мировом газовом рынке;
- повысить доходы госбюджета РФ.
Ныне монопольное право экспорта сетевого газа по магистральным газопроводам (МГП) Газпрома не удовлетворяет требованиям 3 энергопакета ( в части обязанности предоставлять 50% емкости МГП другим поставщикам газа для создания конкуренции и разделения собственности на добывающие активы и средства транспортировки энергоносителей), и осложняет газовые отношения ЕС и РФ.
В августе 2018 г. Третейский суд ВТО опубликовал доклад, снявший несколько вопросов по поводу экспорта газа из РФ в Европу, но проблемы 3 энергопакета в части разделения компании по добыче газа и его доставки так и остались.
Независимые газодобывающие компании законодательно могут экспортировать СПГ.
Но даже обыватели знают по аналогии с СПГ из США, что сжиженный газ дороже из-за сложностей при транспортировке особенно на дальние расстояния, а необходимость сжижения и регазификации СПГ еще более снижают рентабельность бизнеса.
В интервью 25 февраля 2019 П. Завальный подлил масла в огонь, заявив, что экспорт сетевого газа выгоднее РФ.
В октябре 2017 г. О. Каримов заявил о том, что для диверсификации бизнеса и следования рыночному спросу Роснефть планирует значительно увеличить добычу газа до 100 млрд м3/ год, рост - 50%.
Большая часть будет добываться из активов в России, включая производство СПГ, но есть перспективы и в крупнейшем газовом месторождении в Средиземном море в Египте, а также в Бразилии и Мозамбике.
Автор: О. Бахтина