Токио, 22 мар - ИА Neftegaz.RU. Япония выразила протест Китаю в связи с проведением буровых работ на газовых месторождениях в спорном районе Восточно-Китайского моря.
Об 22 марта 2019 г. сообщил генсек правительства Японии Ё. Суга.
По заявлению Ё. Суга, в начале марта 2019 г. Китай начал в одностороннем порядке бурение в спорном районе.
Бурение осуществляется с бурового судна, которое Китай установил со своей стороны разграничительной линии, проходящей по границе исключительной экономической зоны (ИЭЗ) Японии, в районе месторождений газа.
По японским данным, еще одно судно, предположительно, ведет геологоразведочные работы (ГРР) в этом районе.
Сложившаяся ситуация стала уже привычной - Китай бурит, Япония протестует.
И в этот раз Ё. Суга высказал свои крайние сожаления по поводу того, что Китай продолжает в одностороннем порядке вести освоение, несмотря на неоднократные протесты Японии.
Территориальный спор между Японией и Китаем, касающийся архипелага Сенкаку (Дяоюйдао) в Восточно-Китайском море, длится уже много лет.
В настоящее время этими островами владеет Япония, включая их в состав префектуры Окинава.
Китай же считает эти территории своими, поскольку Япония в 1895 г. вместе с захватом о. Тайвань присоединила и спорные острова.
По итогам Второй мировой войны, в 1945 г., Япония лишилась всех территорий, приобретенных ею с конца 19го века.
Архипелаг Сенкаку (Дяоюйдао) вместе с о. Окинава оказался под юрисдикцией США, но в начале 1970х гг. США вернули все острова Японии, не спросив мнения Китая.
В 1992 г. Китай, не согласный с трактовкой США, объявил архипелаг исконно китайской территорией.
Разногласия между Китаем и Японией усилились после того, как в 1999 г. в районе спорных островов обнаружены значительные запасы природного газа, оцениваемые в 200 млрд м3.
В 2008 г. Япония и Китай попытались урегулировать территориальный спор и вопросы совместного освоения месторождений.
Начавшиеся было переговоры были прерваны в 2010 г. по инициативе китайской стороны из-за очередного инцидента в районе спорных островов.
Поводом стало столкновение китайского рыболовецкого траулера с кораблем японской службы безопасности.
Впрочем, инцидент мог пройти незамеченным, поскольку он был далеко не первым и не последним.
Однако Китай не стал добиваться дипломатического решения конфликта и начал сам разбираться с нефтегазовыми запасами в спорном регионе, не дождавшись согласия на совместное освоение со стороны японцев.
Летом 2014 г. CNPC с помощью нефтедобывающей платформы разведала признаки наличия залежей нефти и газа в спорном районе.
В августе 2016 г Китай разместил РЛС на 1 из буровых установок в Восточно-Китайском море.
Япония же внимательно наблюдает за районом спорного архипелага, периодически обнаруживая горящие факелы над китайскими буровыми установками в спорном районе и заявляя протест за протестом.
Признаки улучшения появились в августе 2017 г., когда Япония, заявив очередной протест, намекнула, что хотела бы в ближайшее время возобновить переговоры, которые позволили бы заключить соглашение о совместной разработке месторождений в спорном районе.
Но ни во что конкретное этот порыв не воплотился, несмотря на то, что повод для беспокойства у Японии более чем весомый.
Не исключено, что Китай уже ведет добычу газа в спорном районе - там установлено уже 16 стационарных буровых платформ, а буровое судно, обнаруженное Японией, как раз находилось рядом с одной из них.
Для Японии это чревато отнюдь не только репутационным ущербом - более раннее начало добычи на спорных месторождениях может привести к перетоку газа и как следствие сокращению запасов, приходящихся на долю Японии.
Автор: Е. Алифирова