Об этом сообщила пресс-служба университета.
Как пояснил научный руководитель проекта, доцент кафедры химии и технологии смазочных материалов и химмотологии Л. Багдасаров, на рынке наблюдается дефицит качественных отечественных масел для автоматических трансмиссий. Он отметил, что некачественная жидкость может привести к поломке трансмиссии, а от качества смазочных материалов напрямую зависит стоимость обслуживания автомобиля.
По словам Л. Багдасарова, сокращение затрат на ремонт и запчасти особенно важно для пассажирских автопредприятий и перевозчиков, где простой автомобилей ведет к многомиллионным убыткам.
Как объяснила автор проекта, сотрудница кафедры химии и технологии смазочных материалов и химмотологии А. Спиридонова, жидкость в АКПП выполняет несколько функций, часть требований к которой противоречит друг другу. Она уточнила, что масло должно снижать трение, но при этом надежно схватывать диски при переключении передач, а малая вязкость, необходимая для работы гидросистемы, снижает противоизносные характеристики.
До сих пор эту проблему решали за счет введения противоизносных и антифрикционных присадок, которые являются антагонистами и ухудшают другие параметры масла.
Как рассказала А. Спиридонова, ученые нашли новый выход, полностью отказавшись от присадок-антагонистов. Вместо них разработан уникальный компонент - сложный фосфатированный эфир, производство которого может быть полностью налажено в России.
Он обеспечивает снижение потерь на трение и более эффективное снятие тепла с поверхностей контактирующих деталей. Использование этой присадки повышает КПД коробки передач и снижает температуру масла, что замедляет его окисление и продлевает срок службы.
Как отметил Л. Багдасаров, применение нового компонента позволило уменьшить количество необходимых присадок, что заметно удешевляет производство масла.
Продукт успешно протестировали в автобусном парке Мострансавто. Испытания подтвердили, что масло требует замены только после 200 тыс. км пробега и продлевает ресурс трансмиссии.
Следующим этапом проекта станет разработка трансмиссионного масла для техники, работающей в северных регионах России.
В первом в мире серийном масле, представленном General Motors в 1949 г., в качестве единственной присадки использовался спермацетовый жир кашалота. Впоследствии натуральные жиры вытеснили синтетические аналоги.
Автор: А. Шевченко






