Об этом сообщил старший вице-президент СПбМТСБ А. Карпов.
Тезисы А. Карпова:
- в прошлом году казалось, что 31 млн т, которые торговались на бирже, это предел;
- в этом году мы внимательно смотрим на наши показатели за 11 месяцев, и они нас настораживают;
- потому что, по всей видимости, может оказаться где-то 35-36 млн т;
- это достаточно существенный рост;
- если мы все время говорим про каждую 4ю тонну топлива, реализуемого через биржу, то сейчас впору говорить про каждую 3ю тонну, которые мы заправляем в бак, реализуется на биржевых торгах;
- это очень серьезная цифра.
Эмбарго и его корректировки
- правительство России 30 ноября 2024 г. продлило временное ограничение на экспорт бензина до 31 января 2025 г., одновременно разрешив поставки непосредственными производителями нефтепродуктов,
- решение принято для сохранения стабильной ситуации на внутреннем топливном рынке, поддержания экономики нефтепереработки, противодействия серому экспорту автомобильного бензина;
- запрет на экспорт бензина из России был восстановлен с 1 марта 2024 г. (до этого, в 2023 г. запрет на экспорт бензина действовал с 21 сентября по 17 ноября);
- первоначально срок запрета был установлен по 31 августа, но в период с 20 мая по 31 июля он был ослаблен - было дано исключение для производителей чтобы избежать затоваривания мощностей для хранения и потенциального снижения производства;
- с 1 августа 2024 г. запрет был возвращен в полном объеме, а затем - продлен до конца 2024 г.;
- после прохождения периода высокого спроса на бензин, правительство РФ начало рассматривать возможность досрочного ослабления эмбарго;
- рассматривался вариант с открытием экспорта только бензина АИ-92 при подтверждении затоваривания им резервуарных парков на российских нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), но от этой идеи решили отказаться, вероятно, в связи со сложностью экспортного контроля;
- в связи с наступлением зимнего сезона больше внимания регуляторы уделяют стабильности ситуации с зимним дизельным топливом;
- на заседании штаба по ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов 8 октября 2024 г. вице-премьер РФ А. Новак указал на необходимость особого внимания к переходу с летнего на зимнее дизельное топливо с точки зрения наличия его объемов и формирования доступных цен, которые не должны расти выше инфляции;
- вводить эмбарго на экспорт дизтоплива пока не планируется, хотя как возможная мера для поддержания стабильности на рынке этот шаг обсуждался;
- эмбарго на экспорт дизельного топлива из России было введено одновременно с бензином 21 сентября 2023 г.;
- по мере стабилизации рынка условия ограничений постепенно смягчались и корректировались:
- так, 5 октября 2023 г. был разрешен экспорт дизельного топлива по трубопроводам для тех НПЗ, которые поставляют на внутренний рынок не менее 50% произведенного дизеля, а 22 ноября 2023 г. - отменен запрет на экспорт летнего дизельного топлива,
- по зимнему дизелю эмбарго сохранялось до 22 марта 2024 г.