Об этом свидетельствуют данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ).
По данным СПбМТСБ:
- по итогам торговой сессии 14 ноября 2024 г, цена бензина АИ-92 по национальному индексу (отражает средневзвешенную стоимость на всех крупных НПЗ России) увеличилась к предыдущему закрытию на 1,63%, до 61,110 тыс. руб./т,
- АИ -95 - на 1,61%, до 64,022 тыс. руб./т;
- при этом цены по территориальному индексу Европейской части РФ повышались чуть более активно:
- АИ-92 подорожал на 1,64%, до 61,050 тыс. руб./т,
- АИ 95 - на 1,89%, до 64,314 тыс. руб./т,
- стоимость летнего дизельного топлива также выросла на 0,38%, до 60,368 тыс. руб./т,
- межсезонного дизеля - на 0,30%, до 59,154 тыс. руб./т,
- зимнего дизеля - на 0,34%, до 73,291 тыс. руб./т,
- мазут подорожал на 0,15%, до 28,556 тыс. руб./т,
- стоимость топлива для реактивных двигателей (авиакеросин) не изменилась и составила 79,602 тыс. руб./т.
С. Цивилев, что с ценами все стабильно, ситуация на рынке стабильная, поэтому можно снять ограничения на экспорт - они вводились, чтобы стабилизировать цены на внутреннем рынке.
По данным Интерфакса, запрет на экспорт бензина из России может прекратить действие с 1 декабря 2024 г.
Предположительно, эмбарго будет снято для всех марок бензина, но экспорт будет открыт только для производителей.
8 ноября 2024 г. вице-премьер РФ А. Новак заявил, что Минэнерго РФ в ближайшее время представит предложение о возможности отмены запрета на экспорт бензина, что стало первым толчком роста цен на него на отечественной бирже.
При этом вице-премьер подчеркнул, что обсуждается возобновление поставок только АИ-92, и при подтверждении затоваривания им отечественных НПЗ.
Сейчас анализируется баланс, и в случае того, что у нас будут подтверждены излишки затоваривания, безусловно, мы должны будем принять решение о том, чтобы разрешить экспорт, чтобы предприятия не снижали объемы своего производства, отмечал А. Новак.
Рынок отреагировал на эти слова сдержанным ростом:
- стоимость АИ-92 за 3 дня увеличилась к пятнице почти на 1%, до 60,130 тыс. руб./т,
- АИ-95 - на 2,3%, до 63,005 тыс. руб./т.
Эмбарго на экспорт бензина
Эмбарго на экспорт бензина (одновременно с дизельным топливом) вводилось осенью 2023 г. для стабилизации ситуации на внутреннем рынке топлива.Затем ограничения корректировались вплоть до полного снятия с последующим восстановлением:
- запрет на экспорт бензина в 2023 г. действовал с 21 сентября по 17 ноября,
- в 2024 г. запрет был восстановлен на период с 1 марта по 31 августа,
- в период с 20 мая по 31 июля запрет был ослаблен - было дано исключение для производителей чтобы избежать затоваривания мощностей для хранения и потенциального снижения производства,
- с 1 августа 2024 г. запрет был возвращен, а затем - продлен до конца 2024 г.
Но продолжающиеся плановые и неплановые ремонты на российских НПЗ заставили правительство отказаться от досрочного ослабления запрета на экспорт бензина.
Основным лоббистом снятия эмбарго для производителей с 1 ноября был владеющий Киришским НПЗ Сургутнефтегаз, однако власти РФ посчитали, что насыщение рынка, которое необходимо для открытия экспорта, пока не достигнуто.