Полный запрет на поставки нефтепродуктов из России в страны Евросоюза вступил в силу в феврале 2023 г., но часть российского топлива оказалась под эмбарго еще в августе 2022 г., и трейдеры были вынуждены перенаправить мазут и вакуумного газойля в Азию, в т.ч. на рейдовые перевалки борт-в-борт (STS, ship-to-ship).
По данным трейдеров и LSEG:
- в апреле 2024 г. Россия отгрузила в направлении Индии около 600 тыс. т темных нефтепродуктов после 400 тыс. т в предыдущем месяце;
- в КНР из портов РФ в обзорный период было направлено около 450 тыс. т мазута после 660 тыс. т в марте 2024 г.,
- Китай и Индия покупают российский прямогонный мазут и ВГО для переработки, частично заменяя более дорогие партии нефти Urals;
- около 500 тыс. т мазута было поставлено из РФ в апреле 2024 г. в египетский порт Айн-Сохна против 100 тыс. т месяцем ранее,
- трейдеры используют терминалы порта для хранения и блендинга топлива, закупая мазут для нужд энергогенерации в преддверии летнего сезона,
- с начала мая 2024 г. из российских портов в направлении порта Айн-Сохна было отгружено уже не менее 200 тыс т темных нефтепродуктов.
Порядка 300 тыс. т топлива из портов России было поставлено в прошлом месяце для STS-перевалки на рейдовые стоянки вблизи Греции и Мальты.
Основная часть этих нефтепродуктов перегружается на крупнотоннажные танкеры и направляется в страны Азии.
Поставки российского мазута и ВГО в Сенегал упали в апреле 2024 г. до около 100 тыс. т с 310 тыс. т месяцем ранее.
В целом за апрель 2024 г. экспорт мазута и ВГО из портов РФ упал на 10% к предыдущему месяцу до около 3,32 млн т на фоне сезонных и внеплановых ремонтов на российских нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ).
Автор: А. Хасанова