Об этом свидетельствуют данные Московской топливной ассоциации (МТА).
На 22 апреля 2024 г. средневзвешенная цена дизельного топлива на столичных автомобильных заправочных станциях (АЗС) составляла 63,66 руб./л, что на 5 коп. выше, чем по данным на 15 апреля 2024 г.
Бензин Аи-92 и бензин Аи-95 за неделю подорожали в среднем на 4 коп., до 51,42 руб./л и 57,04 руб./л соответственно.
Рост цен обусловлен их увеличением на 3х сетях АЗС:
- Газпром нефть в период с 15 по 21 апреля 2024 г. повысила стоимость дизельного топлива на 23 коп., до 63,55 руб./л,
- бензина Аи-93 - на 10 коп., до 51,49 руб./л,
- бензина Аи-95 - на 21 коп., до 57,03 руб./л;
- на АЗС НефтьМагистрали бензин Аи-92 за неделю подорожал на 36 коп., до 50,68 руб./л,
- Аи-95 - на 30 коп., до 56,79 руб./л;
- Татнефть по итогам прошедшей недели повысила стоимость дизельного топлива на 39 коп., до 63,08 руб./л.
Пик был зафиксирован по итогам недели с 8 по 15 апреля 2024 г., когда все виды топлива подорожали в среднем на 20 коп.
В это же время биржевые цены как на дизельное топливо, так и на бензины перешли к динамичному снижению после продолжительного подъема в предыдущие месяцы на опасениях о дефиците предложения.
По итогам прошлой недели снижение стоимости Аи-92 на бирже достигло почти 11%, Аи-95 - 15%, а дизельного топлива - 7,4%.
Источники на топливном рынке связывают падение биржевых цен с насыщением внутреннего рынка бензином на фоне запрета его экспорта.
В итоге внутри РФ произошло формирование необходимых запасов товара.
Также дополнительными факторами стали приостановка активной закупки бензина нефтяниками на бирже и улучшение ситуации с поставками нефтепродуктов по стране железнодорожным транспортом.
Также отмечалось, что ситуация с производством бензина выглядит лучше, чем ожидалось, из-за быстрого ремонта установок на НПЗ и активной закупки метилтретбутилового эфира (МТБЭ) нефтяными компаниями.
МТБЭ - это основная добавка для повышения октанового числа бензина, сырьем для него служат метанол и изобутилен, получаемый дегидрированием изобутана, или извлекаемый из продуктов пиролиза.
Ситуация на топливном рынке РФ
8 апреля 2024 г. Reuters сообщил, что Россия попросила Казахстан создать аварийный резерв в размере 100 тыс. т бензина для поставок в РФ.Агентство отмечало, что за счет поставок бензина из Казахстана Россия стремится снизить риск дефицита на внутреннем рынке из-за внеплановых ремонтных работ на российских НПЗ после атак беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), а также из-за остановки Орского НПЗ в связи с паводком.
Позже Минэнерго РФ и РК опровергло информацию о том, что в РФ запросили поставки бензина из Казахстана.
1 марта 2024 г. правительство России восстановило запрет на экспорт бензина сроком на 6 месяцев.
Мера была направлена на поддержание стабильной ситуации на топливном рынке в период повышенного спроса, который связан с весенними полевыми работами, сезоном отпусков и ППР на НПЗ.
Также с 1 марта был повышен норматив продажи дизельного топлива на биржевых торгах с 12,5% до 16%, это позволяет повысить гарантированный объем предложения топлива на торгах и увеличить долю сделок, которые заключаются на конкурентных условиях.
Биржевые цены на бензин росли фактически весь январь 2024 г. и увеличились к концу месяца по сравнению с началом 2023 г. на 24-26% на опасениях относительно дефицита предложения.
Катализатором в начале января 2024 г. стала информация о том, что установки каталитического крекинга на Нижегородском НПЗ ЛУКОЙЛа (ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтеза, НОРСИ) аварийно остановлены.
Рогда вице-премьер РФ А. Новак анонсировал 1-1,5 месяца - минимальное время ремонта.
31 января 2024 г. Минэнерго России сообщило, что ситуация с обеспечением топливом всех субъектов РФ стабильная и находится под контролем Штаба Минэнерго РФ.
Экспорт бензина в январе 2024 г. снизился на 37%, а отгрузки на внутренний рынок превышают показатели 2023 г. на 7%.
7 февраля 2024 г. стало известно, что совет секции Нефтепродукты на площадке СПбМТСБ отметил снижающийся объем неудовлетворенного спроса на бензин и наказал нарушителей.
Тогда Мосрегионгаз и Промснаб были отстранены от торгов на 10 дней, а Солид-товарные рынки - на 30.
7 февраля 2024 г. стоимость бензина Аи-92 на СПбМТСБ продолжала падать, падение цен на бензин Аи-92 началось 1 февраля 2024 г., когда он подешевел на 5,6%;
2 февраля 2024 г. стоимость бензина Аи-92 упала на 4,3%, до 46,194 тыс. руб./т.
Фактором снижения биржевых цен на бензин стало заявление Федеральной антимонопольной службы (ФАС), сделанное 31 января 2024 г.:
- ряд нефтяных компаний не в полном объеме выполняет рекомендации по дополнительным поставкам топлива на внутренний рынок и на биржу,
- существует ответственность за несоблюдение критериев на фоне увеличившегося спроса на бензин.
- падение торговой активности,
- ожидание коррекции цен вниз на фоне длительного роста в бензиновом сегменте СПбМТСБ.
Автор: А. Хасанова