Об этом свидетельствуют данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ).
Согласно данным СПбМТСБ, по итогам 19 апреля 2024 г.:
- цена на бензин Аи-92 по территориальному индексу Европейской части России повысилась на 1,54% по сравнению с 18 апреля 2024 г., до 48 658 руб./т;
- бензин Аи-95 за день подорожал на 0,03%, до 54 500 руб./т,
- при этом по сравнению с прошлой пятницей цена этих марок упала на 4,6% и 8,48% соответственно;
- летнее дизельное топливо подешевело на 0,01%,
- за неделю - на 3,36%, до 61 616 руб./т;
- цена мазута повысилась на 0,77%, до 29 840 руб./т;
- сжиженные углеводородные газы (СУГ) подорожали на 4,86%, до 14 645 руб./т.
Этот показатель на 0,8% превышает уровень производства соответствующего периода 2023 г. (с 10 по 16 апреля).
Согласно статистике Росстата:
- объем выпуска бензина на неделе с 8 по 14 апреля 2024 г. является самым высоким с конца февраля 2024 г. (до вступления в силу запрета на экспорт – прим. ред.).
Однако розничные цены на топливо на автомобильных заправочных станциях (АЗС) Москвы активно росли на прошлой неделе.
Источники на топливном рынке связывают снижение биржевых цен с насыщением внутреннего рынка бензином на фоне запрета его экспорта.
В итоге внутри России произошло формирование необходимых запасов товара.
Также дополнительными факторами стали:
- приостановка активной закупки бензина нефтяниками на бирже,
- улучшение ситуации с поставками нефтепродуктов по стране железнодорожным транспортом.
МТБЭ - это основная добавка для повышения октанового числа бензина, сырьем для него служат метанол и изобутилен, получаемый дегидрированием изобутана, или извлекаемый из продуктов пиролиза.
Ситуация на топливном рынке России
- 8 апреля 2024 г. Reuters сообщил, что Россия попросила Казахстан создать аварийный резерв в размере 100 тыс. т бензина для поставок в РФ;
- агентство отмечало, что за счет поставок бензина из Казахстана Россия стремится снизить риск дефицита на внутреннем рынке из-за внеплановых ремонтных работ на российских НПЗ после атак беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), а также из-за остановки Орского НПЗ в связи с паводком;
- позже Минэнерго России и РК опровергло информацию о том, что в РФ запросили поставки бензина из Казахстана;
- 1 марта 2024 г. власти России восстановили запрет на экспорт бензина сроком на 6 месяцев;
- мера была направлена на поддержание стабильной ситуации на топливном рынке в период повышенного спроса, который связан с весенними полевыми работами, сезоном отпусков и ППР на НПЗ;
- кроме того, с 1 марта был повышен норматив продажи дизельного топлива на биржевых торгах с 12,5% до 16%, это позволяет повысить гарантированный объем предложения топлива на торгах и увеличить долю сделок, которые заключаются на конкурентных условиях;
- биржевые цены на бензин росли фактически весь январь 2024 г. и увеличились к концу месяца по сравнению с началом 2023 г. на 24-26% на опасениях относительно дефицита предложения;
- катализатором в начале января 2024 г. стала информация о том, что установки каталитического крекинга на Нижегородском НПЗ ЛУКОЙЛа (ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтеза, НОРСИ) аварийно остановлены;
- тогда вице-премьер России А. Новак анонсировал 1-1,5 месяца - минимальное время ремонта;
- 31 января 2024 г. Минэнерго РФ заявило, что ситуация с обеспечением топливом всех субъектов РФ стабильная и находится под контролем Штаба Минэнерго РФ;
- экспорт бензина в январе 2024 г. снизился на 37%, а отгрузки на внутренний рынок превышают показатели 2023 г. на 7%;
- 7 февраля 2024 г. стало известно, что совет секции Нефтепродукты на площадке СПбМТСБ отметил снижающийся объем неудовлетворенного спроса на бензин и наказал нарушителей;
- тогда Мосрегионгаз и Промснаб были отстранены от торгов на 10 дней, а Солид-товарные рынки - на 30;
- 7 февраля 2024 г. стоимость бензина Аи-92 на СПбМТСБ продолжала падать, падение цен на бензин Аи-92 началось 1 февраля 2024 г., когда он подешевел на 5,6%;
- 2 февраля 2024 г. стоимость бензина Аи-92 упала на 4,3%, до 46,194 тыс. руб./т;
- фактором снижения биржевых цен на бензин стало заявление Федеральной антимонопольной службы (ФАС), сделанное 31 января 2024 г.:
- ряд нефтяных компаний не в полном объеме выполняет рекомендации по дополнительным поставкам топлива на внутренний рынок и на биржу,
- существует ответственность за несоблюдение критериев на фоне увеличившегося спроса на бензин;
- по мнению участников рынка, другими причинами изменения динамики стали:
- снижение торговой активности,
- ожидание коррекции цен вниз на фоне длительного роста в бензиновом сегменте СПбМТСБ.
Автор: А. Хасанова