USD 88.4375

-0.25

EUR 96.2383

-0.07

Brent 84.12

-0.19

Природный газ 2.825

-0

4 мин
...

Вот те раз. Минэнерго РФ и РК опровергли обсуждение поставок казахстанского бензина на российский рынок

Минэнерго РФ: информация, поступающая от источников агентства Reuters, не соответствует действительности и демонстрирует фундаментальное незнание баланса моторных топлив ЕАЭС.

Вот те раз. Минэнерго РФ и РК опровергли обсуждение поставок казахстанского бензина на российский рынок

Источник: КазМунайГаз

Москва, 9 апр - ИА Neftegaz.RU. Минэнерго РФ и РК опровергло информацию о том, что Россия запросила поставки бензина из Казахстана.
Об этом 8 апреля 2024 г. заявил советник министра энергетики Казахстана Ш. Ильясов, а 9 апреля 2024 г. свою позицию озвучило Минэнерго РФ.

Кто и куда бензин поставляет?

8 апреля 2024 г. Reuters сообщил, что Россия попросила Казахстан создать аварийный резерв в размере 100 тыс. т бензина для поставок в Россию.
По данным издания, за счет поставок бензина из Казахстана Россия стремится снизить риск дефицита на внутреннем рынке из-за внеплановых ремонтных работ на российских нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) после атак беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), а также из-за остановки Орского НПЗ в связи с паводком.

8 апреля 2024 г. информацию Reuters опроверг советник министра энергетики Республики Казахстан Ш. Ильясов, его слова цитируют казахстанские СМИ, в т.ч. NUR.kz.
Тезисы от Ш. Илясова:
  • к настоящему времени такой запрос от Минэнерго РФ не поступал,
  • поэтому информация не подтверждается.
9 апреля 2024 г. последовал комментарий Минэнерго РФ, его приводят многие СМИ.
Тезисы от Минэнерго РФ:
  • Минэнерго РФ не обращалось к Казахстану с запросом о резервировании или поставках автомобильного бензина на российский внутренний рынок,
  • информация, поступающая от источников агентства Reuters, не соответствует действительности и демонстрирует фундаментальное незнание баланса моторных топлив ЕАЭС,
  • в соответствии с прогнозными индикативными балансами, поставки автомобильного бензина из Казахстана в Россию не предусмотрены,
  • при этом сохраняется возможность поставок автомобильного бензина из России в Казахстан до 285 тыс. т/год даже в период действия запрета экспорта из России данного вида моторного топлива, и данные поставки осуществляются,
  • также полностью выполняются контракты на поставку моторного топлива в дружественные страны,
  • имеющихся товарных запасов моторного топлива достаточно для удовлетворения нужд отечественных потребителей, в т.ч. с учетом планового роста спроса в весенне-летний период.
Напомним, что запрет на экспорт бензина из России был восстановлен с 1 марта 2024 г., он будет действовать по 31 августа.
Запрет не распространяется на поставки в рамках международных межправительственных соглашений, включая государства - члены ЕАЭС.

Топливные проблемы в России и Казахстане

Объемы российской нефтепереработки, выведенные в результате ударов БПЛА, оцениваются по разному:
  • Reuters подсчитал, что в 1м квартале 2024 г. БПЛА, атаковавшие 7 НПЗ в России, смогли остановить нефтеперерабатывающие мощности в объеме 4,6 млн т, или 370,5 тыс. барр./сутки (около 7% от общего объема),
  • оценки Gunvor говорят о потере мощностей в объеме 600 тыс. барр./сутки или почти 10% от всей нефтепереработки,
  • другие агентства и аналитические компании говорили о 15% выбывших мощностей переработки.
В преддверии сезона высокого спроса на топливо и сезона планово-предупредительных ремонтов (ППР) на российских НПЗ как мера поддержания стабильности внутреннего рынка был восстановлен запрет на экспорт бензина.
При этом мощностей переработки для обеспечения внутреннего рынка в России достаточно, а пострадавшие НПЗ должны вернуться в строй в ближайшие месяцы.
Так, вице-премьер РФ А. Новак говорил, что российские нефтяные компании сумели нарастить производство бензина после серии ЧП на НПЗ за счет роста выпуска топлива на других заводах.
Планируется дальнейшее увеличение переработки за счет свободных мощностей, которых в России достаточно, чтобы с избытком перекрыть потребности рынка.
Глава Минэнерго РФ Н. Шульгинов сообщил о планах вывести ряд НПЗ из ремонтов в апреле-мае, может быть, до начала июня.

В Казахстане ситуация на топливном рынке сложнее.
Вопрос дефицита бензина и др. видов автомобильного топлива, в т.ч. СУГ, в Казахстане возникает почти каждый год.
Одной из причин такой ситуации является то, что цены на топливо в Казахстане являются самыми низкими в странах ЕАЭС.
Это приводит к тому, что топливо с внутреннего рынка вымывается даже в рамках легальных схем, например, при транзитных автомобильных перевозках заправка транспорта осуществляется преимущественно на территории Казахстана.
В апреле 2023 г. Казахстан ввел запрет на вывоз с территории республики за пределы ЕАЭС отдельных видов нефтепродуктов, который действует до конца 2024 г.

Ситуация на топливном рынке Казахстана осложняется из-за начавшихся 25 марта ППР на 1 из 3 НПЗ страны - Шымкентском.
Шымкентский НПЗ является единственным НПЗ на юге Казахстана, самого густонаселенного региона страны.
В 2023 г. ремонт на Шымкентском НПЗ стал причиной дефицита СУГ в регионе, АЗС получали лишь 40% от необходимого объема этого вида топлива.
Сейчас КазМунайГаз, которому принадлежит 50% во владеющем Шымкентском НПЗ ПетроКазахстан Ойл Продактс (еще 50% у китайской CNPC), заверил, что на момент начала работ на заводе сформирован достаточный запас по всей линейке нефтепродуктов, которые будут равномерно отгружаться на внутренний рынок.
Павлодарский нефтехимический завод (НХЗ) и Атырауский НПЗ продолжают производить топливо в штатном режиме.

При этом в Казахстане, как ранее в Узбекистане, в медиасфере нагнетается недовольство вокруг энергетического сотрудничества с Россией.
Так, в конце марта 2024 г. в казахстанских СМИ и соцсетях прошла серия слухов о приватизации казахстанских НПЗ и продаже Атырауского НПЗ ЛУКОЙЛу и Павлодарского НХЗ Газпрому.
КазМунайГаз заявил, что информация о приватизации НПЗ не соответствует действительности, переговоров такого рода не проводилось.
26 марта глава Минэнерго Казахстана А. Саткалиев на брифинге кабмина сообщил, что в его министерство по поводу конкретных покупателей НПЗ и НХЗ никто за согласованием не обращался, а говорить о каких-то коммерческих сделках преждевременно.
Что касается перспектив возможных сделок с долями участия в казахстанских НПЗ, то А. Саткалиев указал на то, что необходимо исходить из того, будут ли коммерческие предложения, насколько они выгодны и с точки зрения предприятия, и с точки зрения реализации государственных программ развития переработки.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram