Об этом свидетельствуют данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ).
По данным СПбМТСБ:
- цена бензина Аи-95 выросла на 1,88%, до 60,569 тыс. руб./т,
- в последний раз стоимость Аи-95 поднималась выше 60 тыс. руб./т 29 сентября 2023 г.;
- бензин Аи-92 вырос на 1,31%, до 48,182 тыс. руб./т;
- летнее дизельное топливо выросло в цене на 1,62%, до 61,791 тыс. руб./т;
- межсезонное дизельное топливо подорожало на 1,13%, до 61,494 тыс. руб./т;
- зимнее дизельное топливо - на 0,79%, до 63,103 тыс. руб./т;
- стоимость топочного мазута поднялась на 1,69%, до 26,775 тыс. руб./т;
- цена топлива для реактивных двигателей (авиакеросина) подросла на 0,16%, до 79,106 тыс. руб./т;
- сжиженные углеводородные газы (СУГ):
- подешевели на 4,38%, до 18,242 тыс. руб./т,
- на Урале и в Сибири, где находятся основные производители СУГ, стоимость этого вида топлива уменьшилась на 0,81%, до 13,398 тыс. руб./т.
Атаки БПЛА ВСУ на объекты нефтепереработки РФ
На Нижегородском НПЗ ЛУКОЙЛа остановлена крупнейшая установка первичной переработки нефти.Новошахтинский НПЗ остановлен из-за атаки БПЛА.
Возгорание на Рязанском НПЗ после удара БПЛА ликвидировано.
На фронтах СВО РФ на Украине инициатива полностью перешла к ВС РФ (см. за 13 марта 2024 г.).
Ударами БПЛА по российским НПЗ власти Украины пытаются смазать негативный эффект на фронтах.
Нештатные ситуации на НПЗ всегда болезненны:
- восстановление высокотехнологичных объектов нефтепереработки дорого и трудоемко;
- рынок быстро реагирует на энтропию поставок нефтепродуктов.
Еще до обстрелов власти РФ обратили внимание на начинающийся сезонный перегрев рынка и приняли меры.
Этого было бы достаточно для стабилизации рынка, но атаки БПЛА вновь напугали рынок.
Запрет на экспорт бензина
1 марта 2024 г. Правительство РФ восстановило запрет на экспорт бензина сроком на 6 месяцев.Мера направлена на поддержание стабильной ситуации на топливном рынке в период повышенного спроса, связанного с весенними полевыми работами, сезоном отпусков и плановым ремонтом (ППР) нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).
Ограничения действуют на все виды товарных бензинов.
Закон не распространяется на:
- поставки в рамках международных межправительственных соглашений;
- включая государства - члены Евразийского экономического союза;
- на топливо, вывозимое гражданами для личного пользования и для оказания международной гуманитарной помощи.
Это позволяет повысить гарантированный объем предложения топлива на торгах и увеличить долю сделок, которые заключаются на конкурентных условиях.
Стабилизация цен на топливо до запрета и атаки БПЛА
- биржевые цены на бензин повышались фактически весь январь 2024 г. и увеличились к концу месяца по сравнению с началом 2023 г. на 24-26% на опасениях относительно дефицита предложения;
- катализатором в начале января 2024 г. стала информация о том, что установки каталитического крекинга на Нижегородском НПЗ ЛУКОЙЛа (ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтеза, НОРСИ) аварийно остановлены;
- вице-премьер РФ А. Новак анонсировал 1-1,5 месяца - минимальное время ремонта;
- 31 января 2024 г. Минэнерго РФ заявило, что ситуация с обеспечением топливом всех субъектов РФ стабильная и находится под контролем Штаба Минэнерго РФ;
- экспорт бензина в январе 2024 г. снизился на 37%, а отгрузки на внутренний рынок превышают показатели 2023 г. на 7%;
- 7 февраля 2024 г. стало известно, что совет секции Нефтепродукты на площадке СПбМТСБ отметил снижающийся объем неудовлетворенного спроса на бензин и наказал нарушителей;
- Мосрегионгаз и Промснаб отстраняются от торгов на 10 дней, а Солид-товарные рынки - на 30;
- 7 февраля 2024 г. стоимость бензина Аи-92 на СПбМТСБ продолжала падать;
- падение цен на бензин Аи-92 началось 1 февраля 2024 г., когда он подешевел на 5,6%;
- 2 февраля 2024 г. стоимость бензина Аи-92 упала на 4,3%, до 46,194 тыс. руб./т;
- фактором снижения биржевых цен на бензин стало заявление Федеральной антимонопольной службы (ФАС), сделанное 31 января 2024 г.:
- ряд нефтяных компаний не в полном объеме выполняет рекомендации по дополнительным поставкам топлива на внутренний рынок и на биржу,
- напомнило об ответственности за несоблюдение критериев на фоне увеличившегося спроса на бензин;
- по мнению участников рынка, другими причинами изменения динамики стали:
- снижение торговой активности,
- ожидание коррекции цен вниз на фоне длительного роста в бензиновом сегменте СПбМТСБ.
Автор: П. Паршинова