Об этом сообщила замминистра экономики А. Усенбекова в ходе брифинга о запуске 100 промышленных проектов в Кыргызстане.
Тезисы:
- большое внимание уделяется нефтепереработке;
- это важное направление, чтобы обеспечить внутренний рынок собственным топливом;
- мы ожидаем, что в 2024 г. эти заводы завершат 1й или 2й этап модернизации;
- мы будем выпускать более качественную продукцию, а именно бензин К-4 и К-5;
- работы по модернизации оборудования проходят и на Майлуу-Сууйском электроламповом заводе,
- на 1м этапе модернизации на заводе были выкуплены новые оборудования;
- на 2м этапе будет начата диверсификация продукции и Майлуу-Сууйский завод в скором времени начнет выпускать стеклотары;
- на 3м этапе будет завершена вся модернизация оборудования.
Отмечается, что общие инвестиции составляют около 900 млн долл. США.
Ранее в Казахстане Атырауский НПЗ приступил к выпуску автобензина марки АИ-92 экологического класса К5 (аналог Евро-5).
Преимущества К4 и К5
Любопытно, что использование указанных видов топлива позволит снизить уровень выбросов вредных веществ.Например, по сравнению с экологическим классом К-3 содержание в бензине серы снизится в 3 раза для бензинов класса К-4 и в 15 раз - для класса К5 (150 мг/кг, 50 мг/кг и 10 мг/кг соответственно):
- снижение содержания сернистых соединений в 5 раз по сравнению с классом К4;
- в бензине класса К5 ограничивается содержание ароматических углеводородов (бензол) и присадок.
Среднесуточный объем производства автобензина АИ-92-К5 составляет 5,5 тыс. т.
Экологический класс К4 и К5, принятый в странах Таможенного союза, это аналог европейских стандартов Евро-4 и Евро-5.
Кыргызнефтегаз
- основная добывающая компания в Киргизии с объемом добычи порядка 80 тыс т/год нефти;
- доля участия правительства в компании - более 85 %,
- остальными долями участи владеют более 2000 акционеров, в основном, юридические лица (частные компании);
- Кыргызнефтегаз имеет лицензии на добычу на 11 месторождениях, 3 лицензии на поисково - разведочные работы;
- добычные активы предприятия сосредоточены в Лейлекском районе Баткенской области, в Сузакском и Ноокенском районах Джалал-Абадской области;
- в марте 2019 г. в рамках визита В. Путина в Киргизию, А. Миллер и 1й вице-премьер-министр Киргизской Республики К. Боронов подписали дорожную карту об участии Газпрома в приобретении имущества и активов Кыргызнефтегаза президентом Киргизии С. Жээнбекова.
НПЗ Джунда
- стал одним из самых масштабных инвестиционных и промышленных проектов Кыргызстана;
- построила китайская компания Zhongda China Petrol Company;
- сдала его в эксплуатацию в 2014 г.;
- сообщалось, что в строительство объекта было вложено порядка 300 млн долл. США;
- когда завод еще не начал работать, люди начали жаловаться на едкий и неприятный запах сероводорода и разъедающий дым;
- изначально мощность завода планировалась на уровне 300 тыс. т;
- потом китайские инвесторы приняли решение увеличить мощность завода до 800 тыс. т и разделили НПЗ на 2 части;
- в 2016 г. компания была оштрафована за незаконный выброс в атмосферу нефтяного углеводородного газа;
- в 2018 г. депутат парламента К. Рыспаев организовал проверку, в результате которой обнаружилось, что содержание нефтепродуктов в сточных водах завода могло достигать 5%, что выше предельно допустимой нормы в 3%;
- после начала пандемии коронавируса китайский НПЗ Джунда в Кара-Балте остановился, что вызвало смешанные чувства в этом городке на севере Кыргызстана.
Автор: П. Паршинова