Об этом свидетельствуют данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ).
Кроме того, поднялась выше 50 тыс. руб./т впервые с ноября 2023 г.
По данным СПбМТСБ:
- цена бензина Аи-92 выросла на 1,79%, до 50,833 тыс. руб./т;
- цена бензина Аи-95 стала выше на 2,21%, до 54,005 тыс. руб./т.
- суммарно с начала января бензин на бирже подорожал почти на 30%:
- Аи-92 - на 29,2%,
- Аи-95 - на 27,5%;
- летнее дизельное топливо выросло на 1,52%, до 53,592 тыс. руб./т;
- межсезонный дизельное топливо подешевело на 0,51%, до 53,784 тыс. руб./т;
- зимнее дизельное топливо снизилось на 1,32%, до 55,879 тыс. руб./т;
- топочный мазут вырос на 3,36%, до 21,086 тыс. руб./т;
- топлива для реактивных двигателей (авиакеросина) - на 2,58%, до 78,933 тыс. руб./т;
- сжиженные углеводородные газы (СУГ) подешевели на 4,33%, до 23,225 тыс. руб./т,
- на Урале и в Сибири, где находятся основные производители СУГ, стоимость этого вида топлива уменьшилась на 4,91% - до 19,764 тыс. руб./т.
Позже по результатом традиционного исследования РИА Рейтинг показало, что Россия снова заняла 2е место по дешевизне бензина АИ-95 и 1е место по дизельному топливу среди 32 стран Европы и ближнего зарубежья.
Что с ценами на топливо?
- напряженность на российском топливном рынке начала расти с середины весны 2023 г.;
- биржевые цены начали резко расти на фоне растущего спроса в преддверии летнего сезона, ожиданий по поводу сокращения демпфера, ремонтных работ на НПЗ, роста серого экспорта и перегруженности РЖД;
- в начале осени ситуация обострилась на фоне уборочной кампании и роста серого экспорта, ускорился рост цен в розничном сегменте, а в ряде регионов начал складываться физический дефицит топлива;
- действия, предпринимаемые правительством для смягчения кризиса, должного эффекта не давали и с 21 сентября 2023 г. был введен полный запрет на экспорт бензина и дизельного топлива;
- по мере стабилизации ситуации ограничения начали ослабляться:
- 5 октября 2023 г. был разрешен экспорт дизельного топлива по трубопроводам для тех НПЗ, которые поставляют на внутренний рынок не менее 50% произведенного дизеля,
- 17 ноября - снят временного запрета на экспорт автомобильного бензина,
- 22 ноября - летнего дизельного топлива,
- зимнее дизельное топливо, с которым традиционно складываются проблемы в период спроса, остается под запретом на вывоз;
- цены на топливо на СПбМТСБ значительно снизились по сравнению с пиковыми значениями осени 2023 г., но из-за ситуации на Нижегородском НПЗ с 10х чисел января 2024 г. наблюдается рост цен на бензин;
- действия правительства РФ позволили привести российский топливный рынок в более-менее стабильное состояние, гарантий отсутствия повторения ситуации 2023 г. нет;
- в 2024 г. завершен финальный виток большого налогового маневра в нефтегазовой отрасли, который заключается в переносе налоговой нагрузки с экспорта на внутренний рынок;
- экспортная пошлина по нефти и нефтепродуктам с января 2024 г. обнулена, что компенсировано ростом налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
- в результате, российские НПЗ по факту поставлены в те же условия, что и покупатели российской нефти за рубежом;
- чтобы компенсировать эту ситуацию был введен демпфирующий механизм, представляющий собой налоговый вычет, который предоставляется НПЗ в случае, если экспортные цены превышают внутренние.
Автор: П. Паршинова