Об этом свидетельствуют данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ).
По данным СПбМТСБ:
- стоимость бензина Аи-92 за период выросла на 9,42%, до 48,494 тыс. руб./т;
- цена Аи-95 увеличилась на 7,63%, достигнув отметки в 51,084 тыс. руб./т;
- межсезонное дизельное топливо подорожало на 0,19%, до 54,113 тыс. руб./т;
- летнее дизельное топливо, напротив, подешевело на 1,57%, до 52,800 тыс. руб./т;
- стоимость зимнего дизельного топлива за неделю упала на 3,22% и составила 58,348 тыс. руб./т;
- цена топочного мазута повысилась на 10,2%, до 19,425 тыс. руб./т;
- цена на сжиженные углеводородные газы (СУГ) выросла на 7,24%, до 19,741 тыс. руб./т.
Топливный кризис
- напряженность на российском топливном рынке начала расти с середины весны 2023 г.;
- биржевые цены начали резко расти на фоне растущего спроса в преддверии летнего сезона, ожиданий по поводу сокращения демпфера, ремонтных работ на НПЗ, роста серого экспорта и перегруженности РЖД;
- в начале осени ситуация обострилась на фоне уборочной кампании и роста серого экспорта, ускорился рост цен в розничном сегменте, а в ряде регионов начал складываться физический дефицит топлива;
- действия, предпринимаемые правительством для смягчения кризиса, должного эффекта не давали и с 21 сентября 2023 г. был введен полный запрет на экспорт бензина и дизельного топлива;
- по мере стабилизации ситуации ограничения начали ослабляться:
- 5 октября 2023 г. был разрешен экспорт дизельного топлива по трубопроводам для тех НПЗ, которые поставляют на внутренний рынок не менее 50% произведенного дизеля,
- 17 ноября - снят временного запрета на экспорт автомобильного бензина,
- 22 ноября - летнего дизельного топлива,
- зимнее дизельное топливо, с которым традиционно складываются проблемы в период спроса, остается под запретом на вывоз;
- цены на топливо на СПбМТСБ значительно снизились по сравнению с пиковыми значениями осени 2023 г., но из-за ситуации на Нижегородском НПЗ с 10х чисел января 2024 г. наблюдается рост цен на бензин;
- несмотря на то, что действия правительства РФ позволили привести российский топливный рынок в более-менее стабильное состояние, гарантий отсутствия повторения ситуации 2023 г. нет;
- в 2024 г. завершен финальный виток большого налогового маневра в нефтегазовой отрасли, который заключается в переносе налоговой нагрузки с экспорта на внутренний рынок;
- экспортная пошлина по нефти и нефтепродуктам с января 2024 г. обнулена (заградительная пошлина для экспортеров-непроизводителей сохраняется), что компенсировано ростом налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
- в результате, российские НПЗ по факту поставлены в те же условия, что и покупатели российской нефти за рубежом;
- чтобы компенсировать эту ситуацию был введен демпфирующий механизм, представляющий собой налоговый вычет, который предоставляется НПЗ в случае, если экспортные цены превышают внутренние (в противном случае нефтяники компенсируют разницу бюджету, но такая ситуация складывается редко).