Об этом сообщила пресс-служба ВУЗа.
Стабильный газовый конденсат представляет собой легкие и жидкие углеводороды, образующиеся при подготовке природного газа к использованию.
Бензин, полученный из газового конденсата, обычно имеет низкую детонационную стойкость.
Для ее повышения используют антидетонаторы.
Нестабильный конденсат характеризуется сравнительно высокими температурами помутнения и застывания и могут использоваться как топливо только в летний период.
Сложности подготовки газового конденсата приводят к тому, что он он просто добавляется к нефти, либо сжигается из-за отсутствия эффективного способа его использования.
Технологию производства высококачественного автомобильного бензина марок 92, 95, 98 из побочных продуктов газодобычи сибиряки анонсировали в 2021 году.
Технология позволяла добывающим предприятиям:
- производить топливо для собственных нужд;
- обеспечить бензином определенную территорию.
Ныне ученые смогли извлечь ценные компоненты автомобильного бензина из газоконденсатных жидкостей, используя цеолитный катализатор.
Цеолиты – это класс соединений с упорядоченной структурой, образующей 3 - мерную систему однородных пор, имеющих молекулярные размеры.
Особенности строения и геометрии пор позволяют материалам избирательно адсорбировать молекулы с соответствующими размерами.
Это проявление молекулярно-ситовых свойств.
Полученный с помощью катализатора бензин соответствует современным стандартам и может стать альтернативой используемому на заправках автомобильному топливу.
Данная технология разрабатывалась для производства небольших объемов бензина, что позволяет производить его как на месторождениях, так и в близлежащих населенных пунктах.
В процессе используются отечественные катализаторы.
В рамках исследования были разработаны рецептуры смешения бензина.
Технология универсальна для стабильного газового конденсата различного состава и может быть использована на различных газовых месторождениях.
Следующим этапом проекта запланированы испытания на пилотных установках перед разработкой полномасштабной технологии.
Проект осуществляется при поддержке гранта Российского научного фонда.
Автор: А. Шевченко