Об этом свидетельствуют данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ).
По данным СПбМТСБ:
- цена бензина Аи-92 14 декабря снизилась на 3,6%, до 41,510 тыс. руб./т;
- бензин Аи-95 подешевел на 4,2%, до 46,561 тыс. руб./т;
- стоимость зимнего дизельного топлива уменьшилась на 4,4%, до 64,662 тыс. руб./т,
- межсезонного дизельного топлива - на 2,1%, до 54,416 тыс. руб./т,
- летнее дизельное топливо подешевело на 1,3%, до 54,906 тыс. руб./т;
- цена топочного мазута упала на 6,78%, до 14,068 тыс. руб./т;
- стоимость топлива для реактивных двигателей (авиакеросина) увеличилась на 1,1%, до 80,885 тыс. руб./т;
- сжиженные углеводородные газы (СУГ) на Урале и в Сибири подорожали на 6,5%, до 12,840 тыс. руб./т.
Отмечалось, что сейчас внутренний топливный рынок РФ полностью стабилизировался на фоне сезонного снижения спроса, завершения ремонта НПЗ и восстановления демпфера.
Спрос серого экспорта снижен за счет заградительной пошлины на экспорт нефтепродуктов, что снижает спрос на торгах.
Также участники рынка учли, что правительство готово действовать жестко, вводя демонстративно-карательные меры для стабилизации топливного рынка.
Стабилизация цен на топливо
- биржевые цены на топливо в России начали расти весной и несколько месяцев держались на рекордных уровнях,
- значительно ускорили темпы роста и розничные цены;
- с 21 сентября 2023 г. правительство России ввело временное ограничение на экспорт бензина и дизельного топлива для стабилизации внутреннего рынка,
- 1й замглавы Минэнерго РФ П. Сорокин уточнял, что запрет пока введен бессрочно, срок его действия будет зависеть от насыщения рынка и результатов этой меры,
- 5 октября 2023 г. запрет был ослаблен - был разрешен экспорт дизельного топлива по трубопроводам для тех НПЗ, которые поставляют на внутренний рынок не менее 50% произведенного дизеля;
- 6 октября 2023 г. правительство РФ утвердило несколько новых системных мер для сохранения стабильности на топливном рынке:
- в частности, принято решение внести поправки в Налоговый кодекс и восстановить с 1 октября параметры топливного демпфера, которые были скорректированы с 1 сентября,
- также Россия снимает ограничения на экспорт дизельного топлива по трубопроводам в морские порты для производителей, поставляющих на внутренний рынок не менее 50% от произведенного дизельного топлива,
- для поставщиков топлива, которые покупают его на рынке, а не производят сами, для предотвращения возможного серого экспорта введена заградительная пошлина на нефтепродукты в 50 тыс. руб./т,
- данная мера будет работать до конца 2023 г.;
- кроме того, власти РФ повысили требования к продаже нефтяниками бензина 5го класса на биржевых торгах с 13% до 15%, дизельного топлива - с 9,5% до 12,5%, что позволит повысить гарантированный объем предложения востребованного топлива на биржевых торгах и увеличить долю сделок на конкурентных условиях,
- повышение начало действовать с 6 ноября 2023 г.;
- 9 ноября 2023 г. стало известно, что в настоящее время правительство России обсуждает возможность снятия частичного запрета на экспорт бензина Аи-95 и Аи-92, а также видов топлива с более низким октановым числом;
- 17 ноября 2023 г. кабмин снял запрет на экспорт бензина;
- однако через несколько дней правительство решило отменить и запрет на экспорт летнего дизельного топлива;
- общие запасы нефтепродуктов в РФ сейчас составляют более 5 млн т, сообщало Минэнерго России.
Автор: А. Хасанова