Об этом Ъ пишет 11 декабря 2023 г. со ссылкой мнения экспертов.
Снижение биржевых цен на топливо
За последний месяц биржевые цены на бензин и дизельное топливо (кроме зимнего) на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) снизилось на 3-17% в зависимости от вида топлива.По данным на 8 декабря 2023 г. по территориальным индексам (Европейская часть России):
- бензин АИ-92 торговался на уровне 41 632 руб./т (-17,4% за месяц),
- бензин АИ-95 - 46 340 руб./т (-11,7%),
- дизельное топливо (ДТ) летнее - 53 569 руб./т (-8,9%),
- ДТ зимнее - 69 231 руб./т (-2,9%).
- бензин АИ-92 подорожал на 0,80%, до 41 964 руб./т,
- бензин АИ-95 - на 0,60%, до 46 620 руб./т,
- ДТ летнее - на 1,08%, до 54 149 руб./т,
- ДТ зимнее - на 0,43%, до 69 531 руб./т.
В начале осени ситуация обострилась на фоне уборочной кампании и роста серого экспорта, ускорился рост цен в розничном сегменте, а в ряде регионов начал складываться физический дефицит топлива.
В качестве стабилизирующей меры правительство РФ с 21 сентября 2023 г. ввело полный запрет на экспорт бензина и дизельного топлива, что привело к снижению биржевых цен.
5 октября 2023 г. запрет был ослаблен - был разрешен экспорт дизельного топлива по трубопроводам для тех НПЗ, которые поставляют на внутренний рынок не менее 50% произведенного дизеля.
17 ноября правительство РФ приняло решение по снятию временного запрета на экспорт автомобильного бензина, а 22 ноября - летнего дизельного топлива.
Сейчас сохраняется запрет на экспорт зимнего дизельного топлива, Минэнерго РФ мониторит ситуацию.
На розничном рынке цены на бензин также снижаются, хотя по дизельному топливу рост продолжается.
По данным Росстата, за неделю, завершившуюся 3 декабря 2023 г. по сравнению с предыдущей неделей:
- бензин автомобильный подешевел на 0,15%, до 54,56 руб./л, в т.ч.:
- АИ-92 - на 0,16%, до 50,21 руб./л,
- АИ-95 - на 0,18%, до 54,80 руб./л,
- АИ-98 и выше - на 0,03%, до 68,14 руб./л,
- цена дизельного топлива выросла на 0,02%, до 64,27 руб./л.
Сколько продлится затишье?
Таким образом, в настоящее время внутренний топливный рынок РФ полностью стабилизировался на фоне сезонного снижения спроса, завершения ремонта НПЗ и восстановления демпфера.Привлекательность серого экспорта снижена за счет заградительной пошлины на экспорт нефтепродуктов, что снижает спрос на торгах.
Также участники рынка учли, что власти готовы действовать жестко, вводя демонстративно-карательные меры для стабилизации топливного рынка.
По мнению опрошенных Ъ экспертов, такая ситуация может сохраниться до весны 2024 г.:
- многие крупные потребители обеспечили себя необходимыми объемами топлива до весны, моторные топлива точно не будут дорожать до марта, на середину которого намечены выборы президента РФ,
- проблемы с высокими ценами сохраняются только на Дальнем Востоке из-за низкой ликвидности,
- скачки стоимости оптовых партий зимнего дизтоплива объясняются тем, что основными покупателями (80% всех объемов) являются промышленные предприятия, которые при необходимости готовы приобретать продукт по любой цене,
- помимо этого в России сохраняется недостаток выпуска зимнего дизтоплива, несмотря на рост производства в последние годы,
- кроме того, сохраняется проблема серого экспорта, который остается на уровне 30-40 тыс. т/мес.,
- регуляторы строго следят за тем, чтобы внутренний рынок был перенасыщен,
- самое интересное будет после выборов, когда правительство уходит в отставку и контроль со стороны регуляторов резко снижается,
- в прошлый раз в 2018 г. в таких условиях рынок пережил самый сильный топливный кризис последних лет, розничные цены выросли на 5 руб. за 1,5 месяца, сейчас накопленное отставание роста розничных цен от оптовых примерно такое же.