Об этом стало известно 30 ноября 2023 г. после того, как Национальное агентство по регулированию в сфере энергетики (НАРЭ) опубликовало последние данные статистики, где был раскрыт объем закупок.
Согласно данным НАРЭ:
- страна начала импортировать российское дизельное топливо во 2м квартале 2023 г.
- в апреле-июне 2023 г. объем поставок составил более 2 тыс. т;
- во 2м квартале объем составил до 9 тыс т.
Напомним, что в зимний период для Молдовы действует формула с привязкой к ситуации на рынке дизельного топлива и мазута, а в теплое время года (с апреля по октябрь) больше учитывается спотовая составляющая с учетом конъюнктуры германского газового хаба NCG (сейчас THE).
Также импорт дизельного топлива из Турции и Индии значительно увеличился.
Страны стали важными импортерами нефти из России, которую они впоследствии перерабатывают, а готовая продукция, особенно дизельное топливо, экспортируется как продукт местного происхождения.
Так, на дизельное топливо из Турции:
- в 3м квартале 2023 г. пришлось почти 24% общего импорта;
- в 1м полугодии доля составляла всего 3%.
Таким образом, реальная доля дизельного топлива из российской нефти на молдавском рынке условно приближается к 40%.
Также доля основного экспортера Румынии в 2023 г.:
- в 1м квартале объем составлял 90,6%;
- в 3м упал до 45%.
Эта мера призвана обеспечить стабилизацию цен на топливо на внутреннем рынке и предотвратить вымывание объемов топлива за счет серого экспорта.
После этого в Европе, не получающей напрямую российские нефтепродукты, но зависимо от импорта, цены резко подскочили.
Так, дизельное топливо в Европе подскочило в цене выше 1000 долл. США/т.
Молдова сейчас столкнулась с последствиями этого взлета.
Автор: П. Паршинова