USD 103.4305

0

EUR 109.0126

0

Brent 74.49

0

Природный газ 3.28

0

6 мин
...

За последнюю неделю цены на дизель в рознице увеличились в 58 регионах России

В Госдуме намерены предложить правительству вновь ввести запрет на экспорт дизельного топлива.

За последнюю неделю цены на дизель в рознице увеличились в 58 регионах России

Москва, 30 ноя - ИА Neftegaz.RU. В Госдуме РФ намерены предложить правительству вновь ввести запрет на экспорт дизельного топлива.
Об этом сообщили в комитете Государственной Думы по энергетике.

С таким предложением депутаты обратятся в кабмин в случае серьезного роста цен.
27 октября 2023 г. средневзвешенная стоимость дизельного топлива составляет 62,16 руб./литр.

По данным Росстата:
  • с 21-27 ноября 2023 г. стоимость дизельного топлива повысилась на 0,3%;
  • за этот период это топливо подорожало в 58 регионах.
17 ноября 2023 г. Правительство РФ приняло решение по снятию временного запрета на экспорт автомобильного бензина.
Возможно, причины повышения цены кроются в недавнем снятии запрета.

Рост цен на дизельное топливо

По данным Известий на основе данных Росстата:
  • с 21 по 27 ноября цены на дизельное топливо в рознице увеличились в 58 регионах РФ;
  • самый высокий скачок был в Магаданской области - на 4,79 руб./литр;
  • Забайкальском крае - на 1,12 руб./литр;
  • Амурской области - на 98 коп./литр;
  • Приморском крае - на 95 коп./литр;
  • на Камчатке - на 79 коп./литр;
  • Хакасии - на 70 коп./литр;
  • Иркутской области - на 60 коп./литр;
  • Хабаровском крае - на 49 коп./литр;
  • Сахалинской области - на 47 коп./литр.
  • Москве - на 6 коп./литр.
Однако Московская топливная ассоциация (МТА) сообщала 27 ноября 2023 г., что средняя цена дизельного топлива на АЗС в г. Москве за неделю выросла на 14 коп.
В целом, по данным Росстата, с 27 ноября потребительские цены повысились на 0,3% после того, как неделей ранее росли на 0,1% и 2 недели до этого оставались стабильными.
Средняя цена дизельное топливо в стране на 27 ноября составила 64,26 руб./литр.

Розничные цены на бензин по итогам прошлой недели подешевели на копейку:
  • Аи-92 - до 50,44 руб./л;
  • Аи-95 - до 55,92 руб./л.
Динамика обусловлена снижением цены на АЗС Teboil:
  • Аи-92 бензин подешевел на 5 коп., до 50,10 руб./литр;
  • Аи-95 - на 7 коп., до 55,76 руб./литр.
Тезисы президента Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта Грузавтотранс В. Матягина:
  • основная проблема - рост цены дизельного топлива на бирже.
  • буквально неделю–две назад биржевые цены на зимнее топливо –15 стоили 52–53 руб./литр;
  • сейчас топливо на –30 стоит 59–60 руб./литр, из-за этого и происходит рост цен в рознице;
  • в некоторых регионах может использоваться также арктическое топливо, которое еще дороже;
  • недавно правительство сняло запрет на экспорт дизельного топлива, которое сейчас дорожает на мировых рынках, компаниям выгодно экспортировать свою продукцию за рубеж, но это негативно сказывается на внутреннем рынке;
  • мы уже предлагали вообще запретить вывозить топливо из страны и сделать цены регулируемыми.
В. Матягин отметил, что 7 декабря 2023 г. грузоперевозчики собираются поднять вопрос нового повышения стоимости топлива на круглом столе в Госдуме.
В Комитете по энергетике ГД решил не стоят в стороне и сообщил, что готовы вновь поставить вопрос перед правительством о введении запрета на экспорт, если рост цен на топливо внутри России будет значительным.

Тезисы зампредседателя комитета И. Ананского:
  • к сожалению, то, что цены начали расти, а принятые меры по их сдерживанию оказались временными, действительно так;
  • основная причина - возобновившийся экспорт нефтепродуктов за границу;
  • нефтегазовым компаниям выгоднее продавать туда топливо, чем внутри РФ;
  • поэтому мы фиксируем рост;
  • если он будет очень серьезный, то депутаты Госдумы вновь вернутся к постановке вопроса о прекращении экспорта;
  • надеюсь, что крупные российские нефтяные компании сами начнут сдерживать цены на внутреннем рынке, чтобы ограничительные меры в отношении них не повторились.

Борьба с ценами на дизельное топливо

В конце августа 2023 г. грузоперевозчики призвали власти ввести госрегулирование цен на дизельное топливо и зафиксировать его стоимость ниже 60 руб./литр:
  • в письме ассоциации Грузавтотранс главе кабмина М. Мишустину от 22 августа 2023 г. представители отрасли отметили, что всего за неделю дизель в нескольких регионах Центральной и Южной России подорожал на 10%, его цена составила около 68–70 руб./литр.
В сентябре из-за роста цен представители бизнеса попросили камин ввести транспортный демпфер - компенсацию компаниям за сдерживание роста стоимости доставки грузов.
С 21 сентября 2023 г. правительство России ввело временное ограничение на экспорт бензина и дизельного топлива для стабилизации внутреннего рынка для стабилизации цен.

Однако 6 октября 2023 г. меры были скорректированы, в частности, было снято ограничение на экспорт дизельного топлива, доставляемого в морские порты трубопроводным транспортом.
Экспорт был разрешен при условии, что производитель поставляет на внутренний рынок не менее 50% от произведенного дизельного топлива.
По данным Минэнерго, оптовые цены снижаются на фоне окончания летнего сезона повышенного спроса и завершения ремонтов нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).

При этом 29 ноября 2023 г. в ходе заседания комитета Госдумы по энергетике 1й замглавы Минэнерго П. Сорокин заявил:
  • ведомство надеется удержать рост цен на топливо на уровне инфляции до конца 2023 г.;
  • сейчас цены находятся на уровне, близком к инфляции;
  • рассчитываем, что до конца 2023 г. в эти показатели уложимся.

Инфляция или снижение цены?

По мнению аналитиков:
  • причина роста розничных цен на дизельное топливо заключается в их увеличении на бирже в опте;
  • за последние почти 2 недели с 17 ноября 2023 г. оптовые цены на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) на зимнее дизельное топливо выросли на 2,91%;
  • их рост начался в день снятия запрета на экспорт дизеля и бензина из РФ, поэтому основная причина кроется именно в этом;
  • цены на экспортном рынке на топливо выше, чем на внутреннем;
  • для сдерживания стоимости топлива внутри страны правительство уже вернуло демпферные выплаты для НПЗ в полном объеме, что должно сглаживать для них разницу на экспортном и внутреннем рынках, как это и было.
Отмечается, что необходимые меры кабмином уже приняты, и теперь важны только мониторинг цен и ограничение их дальнейшего роста, т.е. дальше за дело должна взяться Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Тезисы ФАС:
  • в результате контрольно-надзорных действий в розничном сегменте нефтепродуктов территориальные органы возбудили 25 антимонопольных дел в 17 регионах;
  • приняты меры по увеличению нормативов продажи топлива на бирже бензина до 15% с 13%, дизельного топлива - до 12,5% с 9,5%;
  • выход ряда НПЗ из плановых ремонтов (ППР) позволит увеличить его производство;
  • в результате это приведет к стабилизации биржевой цены;
  • изменение цены на зимний дизельное топливо в перечисленных регионах на заправках вертикально-интегрированных компаний (ВИНК) ниже уровня инфляции;
Мнение экспертов неоднозначное.
Для кого зимний топливо должно стоить дороже летнего.
Есть те, кто не удивился, что в некоторых регионах дороже обычного.
Тезисы экспертов:
  • зимний дизель должен стоить дороже, чем летний, и, вполне возможно, заметный рост произошел лишь в отдельных случаях;
  • в ряде регионов страны сейчас действительно наблюдается рост розничных цен на топливо, вполне ожидаемо;
  • здесь несколько причин:
    • во-первых, нельзя рассматривать дизель как однородный продукт, зимнее дизельное топливо сильно отличается от летнего, оно дороже как в производстве, так и в закупке;
      • это как говорить о бензине в целом, не вдаваясь в отличия в октановом числе;
      • поэтому более высокая цена на него, в т.ч и в рознице, абсолютно нормальна;
    • во-вторых, объем производства зимнего дизеля традиционно не предполагает выраженного профицита, т.к. на внешних рынках востребовано в основном летнее топливо, соответственно, имеет место превышение спроса над предложением в силу недостаточно эффективного планирования внутренних потребностей, что также толкает цену на зимнее топливо вверх;
    • ввиду запрета на экспорт произошло затоваривание хранилищ летним топливом, и производители перешли на производство зимнего топлива с опозданием;
      • отсюда проблемы с ценовым диспаритетом по зимнему топливу в низкий сезон, когда оптовые цены либо сравниваются, либо вообще превышают розничные;
      • такая ситуация заставляет операторов сетей АЗС повышать цены на стеллах и приводить их в соответствие с оптовыми реалиями.
При этом более стремительный рост розничных цен наблюдается в регионах Сибири и Дальнего Востока в силу недостаточного количества нефтеперерабатывающих мощностей, дорогой и сложной логистики, а также суровых климатических условий.
Также в большинстве этих регионов отсутствует выраженное доминирование розничных сетей ВИНК, которые обычно выступают инструментом сдерживания роста розничных цен.

При этом независимые операторы, не имея возможности перераспределять прибыли и убытки внутри вертикальной структуры, в условиях высоких закупочных цен вынуждены поднимать их и в рознице.
Все это обуславливает более значительный рост розничных цен на зимние дизельное топливо в регионах Сибири и Дальнего Востока в сравнении с регионами Центральной России.

Автор: П. Паршинова


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram