Об этом сообщили в комитете Государственной Думы по энергетике.
С таким предложением депутаты обратятся в кабмин в случае серьезного роста цен.
27 октября 2023 г. средневзвешенная стоимость дизельного топлива составляет 62,16 руб./литр.
По данным Росстата:
- с 21-27 ноября 2023 г. стоимость дизельного топлива повысилась на 0,3%;
- за этот период это топливо подорожало в 58 регионах.
Возможно, причины повышения цены кроются в недавнем снятии запрета.
Рост цен на дизельное топливо
По данным Известий на основе данных Росстата:- с 21 по 27 ноября цены на дизельное топливо в рознице увеличились в 58 регионах РФ;
- самый высокий скачок был в Магаданской области - на 4,79 руб./литр;
- Забайкальском крае - на 1,12 руб./литр;
- Амурской области - на 98 коп./литр;
- Приморском крае - на 95 коп./литр;
- на Камчатке - на 79 коп./литр;
- Хакасии - на 70 коп./литр;
- Иркутской области - на 60 коп./литр;
- Хабаровском крае - на 49 коп./литр;
- Сахалинской области - на 47 коп./литр.
- Москве - на 6 коп./литр.
В целом, по данным Росстата, с 27 ноября потребительские цены повысились на 0,3% после того, как неделей ранее росли на 0,1% и 2 недели до этого оставались стабильными.
Средняя цена дизельное топливо в стране на 27 ноября составила 64,26 руб./литр.
Розничные цены на бензин по итогам прошлой недели подешевели на копейку:
- Аи-92 - до 50,44 руб./л;
- Аи-95 - до 55,92 руб./л.
- Аи-92 бензин подешевел на 5 коп., до 50,10 руб./литр;
- Аи-95 - на 7 коп., до 55,76 руб./литр.
- основная проблема - рост цены дизельного топлива на бирже.
- буквально неделю–две назад биржевые цены на зимнее топливо –15 стоили 52–53 руб./литр;
- сейчас топливо на –30 стоит 59–60 руб./литр, из-за этого и происходит рост цен в рознице;
- в некоторых регионах может использоваться также арктическое топливо, которое еще дороже;
- недавно правительство сняло запрет на экспорт дизельного топлива, которое сейчас дорожает на мировых рынках, компаниям выгодно экспортировать свою продукцию за рубеж, но это негативно сказывается на внутреннем рынке;
- мы уже предлагали вообще запретить вывозить топливо из страны и сделать цены регулируемыми.
В Комитете по энергетике ГД решил не стоят в стороне и сообщил, что готовы вновь поставить вопрос перед правительством о введении запрета на экспорт, если рост цен на топливо внутри России будет значительным.
Тезисы зампредседателя комитета И. Ананского:
- к сожалению, то, что цены начали расти, а принятые меры по их сдерживанию оказались временными, действительно так;
- основная причина - возобновившийся экспорт нефтепродуктов за границу;
- нефтегазовым компаниям выгоднее продавать туда топливо, чем внутри РФ;
- поэтому мы фиксируем рост;
- если он будет очень серьезный, то депутаты Госдумы вновь вернутся к постановке вопроса о прекращении экспорта;
- надеюсь, что крупные российские нефтяные компании сами начнут сдерживать цены на внутреннем рынке, чтобы ограничительные меры в отношении них не повторились.
Борьба с ценами на дизельное топливо
В конце августа 2023 г. грузоперевозчики призвали власти ввести госрегулирование цен на дизельное топливо и зафиксировать его стоимость ниже 60 руб./литр:- в письме ассоциации Грузавтотранс главе кабмина М. Мишустину от 22 августа 2023 г. представители отрасли отметили, что всего за неделю дизель в нескольких регионах Центральной и Южной России подорожал на 10%, его цена составила около 68–70 руб./литр.
С 21 сентября 2023 г. правительство России ввело временное ограничение на экспорт бензина и дизельного топлива для стабилизации внутреннего рынка для стабилизации цен.
Однако 6 октября 2023 г. меры были скорректированы, в частности, было снято ограничение на экспорт дизельного топлива, доставляемого в морские порты трубопроводным транспортом.
Экспорт был разрешен при условии, что производитель поставляет на внутренний рынок не менее 50% от произведенного дизельного топлива.
При этом 29 ноября 2023 г. в ходе заседания комитета Госдумы по энергетике 1й замглавы Минэнерго П. Сорокин заявил:
- ведомство надеется удержать рост цен на топливо на уровне инфляции до конца 2023 г.;
- сейчас цены находятся на уровне, близком к инфляции;
- рассчитываем, что до конца 2023 г. в эти показатели уложимся.
Инфляция или снижение цены?
По мнению аналитиков:- причина роста розничных цен на дизельное топливо заключается в их увеличении на бирже в опте;
- за последние почти 2 недели с 17 ноября 2023 г. оптовые цены на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) на зимнее дизельное топливо выросли на 2,91%;
- их рост начался в день снятия запрета на экспорт дизеля и бензина из РФ, поэтому основная причина кроется именно в этом;
- цены на экспортном рынке на топливо выше, чем на внутреннем;
- для сдерживания стоимости топлива внутри страны правительство уже вернуло демпферные выплаты для НПЗ в полном объеме, что должно сглаживать для них разницу на экспортном и внутреннем рынках, как это и было.
Тезисы ФАС:
- в результате контрольно-надзорных действий в розничном сегменте нефтепродуктов территориальные органы возбудили 25 антимонопольных дел в 17 регионах;
- приняты меры по увеличению нормативов продажи топлива на бирже бензина до 15% с 13%, дизельного топлива - до 12,5% с 9,5%;
- выход ряда НПЗ из плановых ремонтов (ППР) позволит увеличить его производство;
- в результате это приведет к стабилизации биржевой цены;
- изменение цены на зимний дизельное топливо в перечисленных регионах на заправках вертикально-интегрированных компаний (ВИНК) ниже уровня инфляции;
Для кого зимний топливо должно стоить дороже летнего.
Есть те, кто не удивился, что в некоторых регионах дороже обычного.
Тезисы экспертов:
- зимний дизель должен стоить дороже, чем летний, и, вполне возможно, заметный рост произошел лишь в отдельных случаях;
- в ряде регионов страны сейчас действительно наблюдается рост розничных цен на топливо, вполне ожидаемо;
- здесь несколько причин:
- во-первых, нельзя рассматривать дизель как однородный продукт, зимнее дизельное топливо сильно отличается от летнего, оно дороже как в производстве, так и в закупке;
- это как говорить о бензине в целом, не вдаваясь в отличия в октановом числе;
- поэтому более высокая цена на него, в т.ч и в рознице, абсолютно нормальна;
- во-вторых, объем производства зимнего дизеля традиционно не предполагает выраженного профицита, т.к. на внешних рынках востребовано в основном летнее топливо, соответственно, имеет место превышение спроса над предложением в силу недостаточно эффективного планирования внутренних потребностей, что также толкает цену на зимнее топливо вверх;
- ввиду запрета на экспорт произошло затоваривание хранилищ летним топливом, и производители перешли на производство зимнего топлива с опозданием;
- отсюда проблемы с ценовым диспаритетом по зимнему топливу в низкий сезон, когда оптовые цены либо сравниваются, либо вообще превышают розничные;
- такая ситуация заставляет операторов сетей АЗС повышать цены на стеллах и приводить их в соответствие с оптовыми реалиями.
Также в большинстве этих регионов отсутствует выраженное доминирование розничных сетей ВИНК, которые обычно выступают инструментом сдерживания роста розничных цен.
При этом независимые операторы, не имея возможности перераспределять прибыли и убытки внутри вертикальной структуры, в условиях высоких закупочных цен вынуждены поднимать их и в рознице.
Все это обуславливает более значительный рост розничных цен на зимние дизельное топливо в регионах Сибири и Дальнего Востока в сравнении с регионами Центральной России.
Автор: П. Паршинова