Об этом предупредила Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), пишут РИА Новости 12 ноября 2023 г.
Рыба (не)ловится
На исключительную экономическую зону (ИЭЗ) России, открытые воды Мирового океана и ИЭЗ иностранных государств приходится не менее 4,7 млн т/год водных биоресурсов (95,6% национального вылова).По данным Росрыболовства, в 2022 г. общий улов достиг 4,88 млн т.
ВАРПЭ отмечает:
- 95,5% - добыто за пределами таможенной зоны - в российской ИЭЗ - 3,86 млн т;
- в ИЭЗ других стран - 359 тыс.;
- в открытой части промысловых районов - 217 тыс.
Из-за новой пошлины:
- доля топлива в себестоимости вырастет с 30 до 44%;
- общие расходы повысятся на 26%.
Стабилизация топливного рынка...
Ситуация стала одним из побочных результатов мер правительства РФ по стабилизации топливного рынка.С весны 2023 г. биржевые цены на топливо в России начали расти, летом они держались на рекордных уровнях, а в начале осени ситуация обострилась на фоне уборочной кампании и роста серого экспорта.
Ускорился рост цен и в розничном сегменте, кроме того в ряде регионов начал складываться физический дефицит топлива.
В качестве стабилизирующей меры правительство РФ с 21 сентября 2023 г. ввело полный запрет на экспорт бензина и дизельного топлива.
5 октября 2023 г. запрет был ослаблен - был разрешен экспорт дизельного топлива по трубопроводам для тех нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), которые поставляют на внутренний рынок не менее 50% произведенного дизеля.
Одновременно был принят ряд мер, призванный не допустить повторения ситуации.
Одной из долгосрочных мер стала заградительная пошлина 50 тыс. руб./т на все виды нефтепродуктов, что должно пресечь возможность вывоза нефтепродуктов, которые предназначены для внутреннего рынка, т.н. серый экспорт:
- эта мера касается экспортеров, не являющихся производителями нефтепродуктов,
- она не касается крупных НПЗ с мощностью переработки более 1 млн т/год, которые властями рассматриваются как добросовестные производители,
- это позволит пресечь попытки перекупщиков заранее приобретать топливо для последующего экспорта после снятия ограничений, а также фактически запрещает вывоз топлива под видом других нефтепродуктов.
...и последствия для рыболовов
ВАРПЭ предупреждает, что на рыбном промысле данная мера может сказаться негативно и спровоцировать рост цен на рыбу.Рыболовецкие суда, как правило, месяцами находятся в море на промысле без захода в порты, их заправка осуществляется с танкеров-бункеровщиков.
Поскольку лов рыбы, в основном, осуществляется в водах ИЭЗ РФ, не относящейся к таможенной территории страны, новая пошлина стала влиять на стоимость бункеровки.
В результате морская бункеровка подорожала примерно на 50 тыс. руб./т, что стало невыгодным для отечественных рыболов.
По мнению ВАРПЭ,
- в сентябре 2023 г. судовое топливо стоило:
- российских бункеровщиков - 565-600 долл. США/т,
- южнокорейских - 622-685 долл. США/т (на 15% дороже),
- с октября отечественное топливо обошло по цене южнокорейское на 65%,
- из-за этого по пути из удаленных районов Охотского, Берингова и Баренцева морей в российский порт рыбаки вынуждены обращаться к бункеровщикам из Южной Кореи, Японии, Норвегии,
- это ставит промысел за пределами национальных вод в зависимость от решений недружественных стран,
- Китай тоже не лучшая альтернатива - логистическое плечо на 2-3 дня длиннее южнокорейского.
- вывод судового топлива из-под действия постановления;
- признание российской ИЭЗ беспошлинной зоной для отечественных судов.