USD 88.6118

-1.39

EUR 97.8121

-1.45

Brent 73.1

-0.62

Природный газ 2.196

-0.01

, Обновлено 09:44
3 мин
...

Заградпошлина на нефтепродукты может привести к подорожанию рыбы в России

Ситуация стала одним из побочных результатов мер правительства РФ по стабилизации топливного рынка.

Заградпошлина на нефтепродукты может привести к подорожанию рыбы в России

Москва, 13 ноя - ИА Neftegaz.RU. Цены на рыбу в России могут вырасти в связи с введением заградительной экспортной пошлины на нефтепродукты.
Об этом предупредила Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), пишут РИА Новости 12 ноября 2023 г.

Рыба (не)ловится

На исключительную экономическую зону (ИЭЗ) России, открытые воды Мирового океана и ИЭЗ иностранных государств приходится не менее 4,7 млн т/год водных биоресурсов (95,6% национального вылова).
По данным Росрыболовства, в 2022 г. общий улов достиг 4,88 млн т.
ВАРПЭ отмечает:
  • 95,5% - добыто за пределами таможенной зоны - в российской ИЭЗ - 3,86 млн т;
  • в ИЭЗ других стран - 359 тыс.;
  • в открытой части промысловых районов - 217 тыс.
При этом воды ИЭЗ РФ не относятся к таможенной территории страны, что означает применимость экспортной пошлины при бункеровке рыболовецких судов.
Из-за новой пошлины:
  • доля топлива в себестоимости вырастет с 30 до 44%;
  • общие расходы повысятся на 26%.
Сильнее всего это скажется на социально значимой и наименее рентабельной рыбе, такой как сельдь, сардина, иваси, путассу и мойва.

Стабилизация топливного рынка...

Ситуация стала одним из побочных результатов мер правительства РФ по стабилизации топливного рынка.
С весны 2023 г. биржевые цены на топливо в России начали расти, летом они держались на рекордных уровнях, а в начале осени ситуация обострилась на фоне уборочной кампании и роста серого экспорта.
Ускорился рост цен и в розничном сегменте, кроме того в ряде регионов начал складываться физический дефицит топлива.
В качестве стабилизирующей меры правительство РФ с 21 сентября 2023 г. ввело полный запрет на экспорт бензина и дизельного топлива.
5 октября 2023 г. запрет был ослаблен - был разрешен экспорт дизельного топлива по трубопроводам для тех нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), которые поставляют на внутренний рынок не менее 50% произведенного дизеля.
Одновременно был принят ряд мер, призванный не допустить повторения ситуации.

Одной из долгосрочных мер стала заградительная пошлина 50 тыс. руб./т на все виды нефтепродуктов, что должно пресечь возможность вывоза нефтепродуктов, которые предназначены для внутреннего рынка, т.н. серый экспорт:
  • эта мера касается экспортеров, не являющихся производителями нефтепродуктов,
  • она не касается крупных НПЗ с мощностью переработки более 1 млн т/год, которые властями рассматриваются как добросовестные производители,
  • это позволит пресечь попытки перекупщиков заранее приобретать топливо для последующего экспорта после снятия ограничений, а также фактически запрещает вывоз топлива под видом других нефтепродуктов.

...и последствия для рыболовов

ВАРПЭ предупреждает, что на рыбном промысле данная мера может сказаться негативно и спровоцировать рост цен на рыбу.
Рыболовецкие суда, как правило, месяцами находятся в море на промысле без захода в порты, их заправка осуществляется с танкеров-бункеровщиков.
Поскольку лов рыбы, в основном, осуществляется в водах ИЭЗ РФ, не относящейся к таможенной территории страны, новая пошлина стала влиять на стоимость бункеровки.

В результате морская бункеровка подорожала примерно на 50 тыс. руб./т, что стало невыгодным для отечественных рыболов.
По мнению ВАРПЭ,
  • в сентябре 2023 г. судовое топливо стоило:
    • российских бункеровщиков - 565-600 долл. США/т,
    • южнокорейских - 622-685 долл. США/т (на 15% дороже),
  • с октября отечественное топливо обошло по цене южнокорейское на 65%,
  • из-за этого по пути из удаленных районов Охотского, Берингова и Баренцева морей в российский порт рыбаки вынуждены обращаться к бункеровщикам из Южной Кореи, Японии, Норвегии,
  • это ставит промысел за пределами национальных вод в зависимость от решений недружественных стран,
  • Китай тоже не лучшая альтернатива - логистическое плечо на 2-3 дня длиннее южнокорейского.
Пути решения проблемы::
  • вывод судового топлива из-под действия постановления;
  • признание российской ИЭЗ беспошлинной зоной для отечественных судов.
ВАРПЭ обратилась в Минсельхоз с просьбой освободить судовое топливо от экспортной пошлины.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram