Об этом сообщает Ъ.
Во 2й половине октября 2023 г. Бразилия стала крупнейшим направлением экспорта дизельного топлива из России.
Российские компании стали основными внешними поставщиками дизельного топлива на бразильский рынок.
В 2023 г. российские поставки в Бразилии по ценовой конкуренции ниже, чем у американских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), которые долгое время лидировали на этом рынке.
По данным Kpler:
- Бразилия импортировала в октябре 2023 г. рекордные объемы дизельного топлива из России;
- морские поставки в Бразилию увеличились на 27% относительно сентября (до 200 тыс. барр./сутки).
Данный запрет был заявлен как инструмент стабилизации цен на топливо на внутреннем рынке, повышения надежности обеспечения потребителей и предотвращения вымывания объемов топлива с рынка за счет серого экспорта.
В результате в сентябре морской экспорт дизельного топлива снизился почти на 25% относительно августа, до 765 тыс. барр./сутки, а в октябре составляет около 780 тыс. барр./сутки.
6 октября 2023 г. запрет был ослаблен - был разрешен экспорт дизельного топлива по трубопроводам для тех НПЗ, которые поставляют на внутренний рынок не менее 50% произведенного дизеля.
С января 2023 г. Турция являлась крупнейшим импортером российского дизельного топлива, на ее долю приходится около 30–40% ежемесячных объемов.
Однако Россия сократила экспорт дизеля в октябре 2023 г.
По данным Kpler поставки в этом направлении:
- в октябре 2023 г. составили - 210 тыс. барр./сутки.;
- в сентябре - 281 тыс. барр./сутки.
Однако поставки в Бразилию из порта Приморск лишь на 25% длиннее маршрута до южного побережья Турции.
Напоминаем, что эмбарго Евросоюз на морской импорт сырья начало действовать 5 декабря 2022 г., на импорт нефтепродуктов - с 5 февраля 2023 г.
С этого же времени установлены ценовые потолки на поставки нефти и нефтепродуктов из России в третьи страны:
- с 5 декабря 2022 г. - на российскую нефть на уровне 60 долл. США/барр;
- с 5 февраля 2023 г. - на нефтепродукты, который установлен отдельно для премиальных нефтепродуктов (100 долл. США/барр.) и нефтепродуктов, имеющих скидку к нефти (45 долл. США/барр.);
- в рамках потолка цен предусмотрен регулярный пересмотр уровня потока 1 раз в 2 месяца, что должно удержать ограничение цен минимум на 5% ниже среднерыночной цены на российскую нефть и нефтепродукты (по факту не пересматривался).
Российское дизельное топливо, которое до санкций поставлялось в ЕС, стало в значительных объемах экспортироваться в Турцию, Бразилию, Саудовскую Аравию и африканские страны.
По суммарному объему экспорта дизельного топлива в Бразилию в 2023 г. РФ уже опережает США, в т.ч. за счет скидок, хотя их размер постепенно сокращается.
Тезисы экспертов:
- разрыв между предложениями по продаже грузов из портов США в Мексиканском заливе и российских портов остается близким к 8,4 долл. США/барр;
- значительные скидки возможны при переговорах на продажу сразу нескольких грузов;
- аукционы госкомпании Petrobras в октябре 2023 г., на которых были предложены низкие цены, способствовали падению поставок со стороны НПЗ в США:
- цены в Бразилии для российских компаний привлекательнее, чем в Турции;
- Турция комфортнее с логистической точки зрения, однако в период экспортного эмбарго фактор отдаленности не играл значения;
- до 15 октября 2023 г. турецкий рынок был приоритетнее, а переориентировка объемов является, скорее всего, последствием запрета на экспорт дизельного топлива.
Автор: П. Паршинова