Об этом сообщила пресс-служба правительства РФ 16 октября 2023 г.
Совещание 16 октября
В ходе совещания была отмечена:- стабильная ситуация с ценами на нефтепродукты в розничном сегменте,
- снижение биржевых и мелкооптовых цен,
- снижение стоимости топлива для сельхозпроизводителей.
По итогам совещания А. Новак дал ряд поручений, в частности:
- Минсельхозу совместно с властями регионов продолжить мониторинг цен посредников при продаже топлива аграриям,
- ФАС должна организовать проверки в проблемных регионах на предмет снижения цен на АЗС и в мелкооптовом сегменте крупными нефтяными компаниями и независимыми участниками рынка в соответствии с динамикой цен на бирже, где это топливо закупается,
- нефтяным компаниям поручено увеличить производство зимнего дизельного топлива для нужд внутреннего рынка и проведения северного завоза.
Таким образом, правительство РФ предпринимает меры по сдерживанию роста цен на зимнее дизельное топливо, которое традиционно является достаточно проблемным нефтепродуктом.
Торги зимнем дизелем на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) стартовали со 2 октября 2023 г.
При этом, несмотря на действующий запрет на экспорт, уже 3 октября зимнее дизельное топливо обновило исторический максимум на СПбМТСБ по национальному индексу, подорожав до 77034 руб./т.
Далее цены откатились от пикового значения и по итогам торгов 16 октября 2023 г. зимнее дизельное топливо на СПбМТСБ по национальному индексу подорожало на 0,17%, до 73985 руб./т.
При этом летнее дизельное топливо подешевело на 2,77%, до 56392 руб./т, межсезонное - на 0,28%, до 58148 руб./т.
Бензин АИ-92 - подорожал на 2,13% до 52861 руб./т, АИ-95 - на 1,10%, до 56678 руб./т.
Запрет на экспорт в силе
Биржевые цены на топливо в России начали расти с весны 2023 г., в течение летних месяцев они держались на рекордных уровнях, а в начале осени ситуация обострилась на фоне уборочной кампании и роста серого экспорта.Ускорился рост цен и в розничном сегменте, кроме того в ряде регионов начал складываться физический дефицит топлива.
В качестве стабилизирующей меры правительство РФ с 21 сентября 2023 г. ввело полный запрет на экспорт бензина и дизельного топлива.
6 октября 2023 г. запрет был ослаблен - был разрешен экспорт дизельного топлива по трубопроводам для тех нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), которые поставляют на внутренний рынок не менее 50% произведенного дизеля.
Это позволило не допустить затоваривания хранилищ и последующего снижения переработки на крупнейших НПЗ, одновременно не увеличив нагрузку на РЖД, особенно на проблемном южном направлении.
Одновременно правительство РФ приняло ряд системных мер, направленных на стабилизации ситуации на топливном рынке, в т.ч.:
- возврат к выплатам по демпферу в полном объеме с 1 октября 2023 г.,
- для предотвращения серого экспорта вводится заградительная пошлина на экспорт любых нефтепродуктов для непроизводителей в размере 50 тыс. руб./т,
- повышены нормативы обязательных продаж бензина и дизтоплива на бирже до 15% и 12,5% соответственно.