Межсезонное дизельное топливо подешевело на 0,42%, до 64,006 тыс. руб./т.
Об этом свидетельствуют данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ).
Однако стоимость летнего дизельного топлива и бензина в европейской части России 3 октября 2023 г. продолжила снижение.
Цены на бензин опустились на 1,55-2%, летнее дизельное топливо подешевело почти на 8%.
По данным СПбМТСБ:
- цена летнего дизельного топлива уменьшилась на 7,86%, до 53,879 тыс. руб./т;
- стоимость бензина Аи-92 стала меньше на 2,05%, до 55,486 тыс. руб./т;
- цена бензина Aи-95 снизилась на 1,55%, до 57,637 тыс. руб./т;
- стоимость топлива для реактивных двигателей (авиакеросина) на выросла на 0,38%, до 77,721 тыс. руб./т;
- топочный мазут подешевел на 3,71%, до 36,618 тыс. руб./т;
- цена сжиженных углеводородных газов (СУГ) снизилась на 3,05%, до 25,650 тыс. руб./т.
Стабилизация цен на топливо
- рост биржевых цен на бензин и дизельное топливо начался с апреля 2023 г.;
- тогда сказался ряд факторов, в т.ч. анонсированное Минфином РФ 2-кратное сокращение выплат по топливному демпферу нефтяным компаниям (ожидалось с 1 июля 2023 г., в реальности вступило в силу с 1 сентября и будет действовать до конца 2026 г.), приближение пикового летнего сезона спроса и начало периода планово-предупредительных ремонтов (ППР) на НПЗ;
- в последние 2 месяца рост усилился, поскольку к уже сложившимся обстоятельствам добавились новые:
- среди факторов, определивших динамику оптовых цен в последние 2 месяца, министр энергетики РФ Н. Шульгинов назвал валютные колебания, снижение дисконтов по продажам российской нефти Urals, рост мировых цен на нефть, и рост цен на нефтепродукты на мировых рынках;
- правительство РФ с 21 сентября 2023 г. ввело запрет на экспорт из России бензина и дизельного топлива;
- этот запрет был заявлен как инструмент стабилизации цен на топливо на внутреннем рынке, повышения надежности обеспечения потребителей и предотвращения вымывания объемов топлива с рынка за счет серого экспорта,
- введенный запрет стал:
- полным - предусматривается лишь узкий круг исключений, связанных с исполнением Россией своих международных обязательств, обеспечения своих интересов и ряда др. моментов,
- бессрочным - было анонсировано, что запрет введен временно, но сроки и четкие условия его снятия четко не оговариваются, пояснялось лишь, что дальнейшие меры властей будут зависеть от насыщения рынка;
- на совещании у президента РФ В. Путина 27 сентября 2023 г. вице-премьер РФ А. Новак сообщил, что правительство РФ готовит системные меры, которые должны обеспечить долгосрочную балансировку внутреннего рынка и создать экономические стимулы для поставок нефтепродуктов на внутренний рынок;
- основных предложений 2:
- корректировка параметров демпфера с учетом текущей макроэкономической ситуации, т.е. повышение коэффициента, который был снижен на 50% по бензину и дизельному топливу с 1 сентября 2023 г., это позволит компенсировать разницу между экспортной альтернативой и биржевыми ценами на внутреннем рынке и повысить эффективность поставок на внутренний рынок,
- ограничение серого экспорта, чтобы не допускать вымывания топлива с внутреннего рынка спекулянтами, для чего предлагается повысить уже введенную с начала 2023 г. заградительную пошлину для экспортеров-непроизводителей с 20 до 50 тыс. руб./т;
- в результате введенного запрета, за неделю, завершившуюся 22 сентября 2023 г., по национальному индексу СПбМТСБ бензин Аи-92 подошел на 19,35%, Аи-95 - на 22,67%, летнее дизельное топливо - на 18,58%.