Об этом свидетельствуют данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ).
По данным СПбМТСБ:
- цена летнего дизельного топлива упала за день на 1,77%, до 62,074 тыс. руб./т,
- до этого стоимость дизельного топлива повышалась 3 дня подряд;
- стоимость бензина Аи-92 снизилась на 0,03%, до 57,933 тыс. руб./т;
- цена бензина Аи-95 выросла на 0,42%, до 60,648 тыс. руб./т;
- стоимость топлива для реактивных двигателей (авиакеросина) на торгах 29 сентября увеличилась на 0,26%, до 77,064 тыс. руб./т;
- цена топочного мазута выросла на 2,05%, до 38,122 тыс. руб./т;
- стоимость сжиженных углеводородных газов (СУГ) снизилась на 0,41%, до 27,753 тыс. руб./т,
- на Урале и в Сибири, где находятся основные производители СУГ, этот вид топлива подорожал на 3,52%, до 23,094 тыс. руб./т.
Стабилизация цен на топливо
Рост биржевых цен на бензин и дизельное топливо начался с апреля 2023 г.Тогда сказался ряд факторов, в т.ч. анонсированное Минфином РФ 2-кратное сокращение выплат по топливному демпферу нефтяным компаниям (ожидалось с 1 июля 2023 г., в реальности вступило в силу с 1 сентября и будет действовать до конца 2026 г.), приближение пикового летнего сезона спроса и начало периода планово-предупредительных ремонтов (ППР) на НПЗ.
В последние два месяца рост усилился, поскольку к уже сложившимся обстоятельствам добавились новые:
- среди факторов, определивших динамику оптовых цен в последние 2 месяца, министр энергетики РФ Н. Шульгинов назвал валютные колебания, снижение дисконтов по продажам российской нефти Urals, рост мировых цен на нефть, и рост цен на нефтепродукты на мировых рынках.
Этот запрет был заявлен как инструмент стабилизации цен на топливо на внутреннем рынке, повышения надежности обеспечения потребителей и предотвращения вымывания объемов топлива с рынка за счет серого экспорта.
Введенный запрет стал:
- полным - предусматривается лишь узкий круг исключений, связанных с исполнением Россией своих международных обязательств, обеспечения своих интересов и ряда др. моментов,
- бессрочным - было анонсировано, что запрет введен временно, но сроки и четкие условия его снятия четко не оговариваются, пояснялось лишь, что дальнейшие меры властей будут зависеть от насыщения рынка.
Основных предложений 2:
- корректировка параметров демпфера с учетом текущей макроэкономической ситуации, т.е. повышение коэффициента, который был снижен на 50% по бензину и дизельному топливу с 1 сентября 2023 г., это позволит компенсировать разницу между экспортной альтернативой и биржевыми ценами на внутреннем рынке и повысить эффективность поставок на внутренний рынок,
- ограничение серого экспорта, чтобы не допускать вымывания топлива с внутреннего рынка спекулянтами, для чего предлагается повысить уже введенную с начала 2023 г. заградительную пошлину для экспортеров-непроизводителей с 20 до 50 тыс. руб./т.
Но с начала текущей недели цены на СПбМТСБ вернулись к росту - бензин Аи-92 подорожал на 4,23%, Аи-95 - на 3,75%, летнее дизельное топливо - на 3,7%.