Об этом свидетельствуют данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ).
По данным СПбМТСБ:
- стоимость бензина Аи-92 повысилась за день на 2,06%, до 56,595 тыс. руб./т;
- цена летнего дизельного топлива выросла на 1,17%, до 61,559 тыс. руб./т;
- бензин Аи-95 подорожал на 1,27%, до 58,846 тыс. руб./т;
- топливо для реактивных двигателей (авиакеросин) на торгах 26 сентября 2023 г. подешевело на 9,39%, до 70,627 тыс. руб./т;
- топочный мазут подорожал на 0,15%, до 37,417 тыс. руб./т;
- стоимость сжиженных углеводородных газов (СУГ) выросла на 0,1%, до 26,552 тыс. руб./т,
- на Урале и в Сибири, где находятся основные производители СУГ, этот вид топлива подорожал на 0,01%, до 20,82 тыс. руб./т.
Стабилизация цен на топливо
- правительство РФ неоднократно предупреждало о возможном принятии жестких мер, направленных на стабилизацию цен на топливо в биржевом и оптовом сегментах, но рост цен на бирже продолжился;
- в итоге правительство РФ 21 сентября 2023 г. ввело запрет на экспорт автомобильного бензина и дизельного топлива;
- позднее последовало разъяснение, что запрет действует бессрочно;
- эта мера должна обеспечить стабилизацию цен на топливо на внутреннем рынке и предотвратить вымывание объемов топлива за счет серого экспорта, дальнейшие меры властей будут зависеть от насыщения рынка;
- после этого биржевые цены на бензин снизились на 10-11%,
- дизельное топливо подешевело почти на 15%;
- спустя 2 дня после введения запрета на вывоз из России бензина и дизельного топлива, правительство РФ скорректировало ряд его положений:
- по автомобильным бензинам номенклатура номенклатура осталась прежней - к вывозу запрещены товары с кодами ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 411 0 - 2710 12 590 0, т.е.:
- бензины моторные с содержанием свинца не более 0,013 г/л:
- с октановым числом менее 95,
- с октановым числом 95 или более, но менее 98,
- с октановым числом 98 или более;
- с содержанием свинца более 0,013 г/л:
- с октановым числом менее 98,
- с октановым числом 98 или более;
- по дизельному топливу перечень запрещенных к вывозу позиций ограничен кодами ТН ВЭД ЕАЭС 2710 19 421 - 2710 19 425 0, т.е. летнее, зимнее, арктическое, межсезонное и прочее дизтопливо;
- в изначальном варианте запрет на экспорт включал также судовое топливо с температурой вспышки в закрытом тигле не ниже 61°C и газойли для прочих целей, а также прочие средние дистилляты для прочих целей;
- к вывозу по-прежнему разрешены бензин и дизельное топливо, содержащееся в топливных баках водных, воздушных, железнодорожных или автомобильных транспортных средств и используемое в целях эксплуатации в пути следования;
- в силе остается исключение для топлива, вывозимого физическими лицами для личного пользования;
- сохраняется разрешение на вывоз бензина и дизельного топлива для оказания международной гуманитарной помощи иностранным государствам на основании решений правительства РФ.
Рост цен объяснялся экспертами сезонными ремонтными работами на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) и серым экспортом.
Значительно ускорили темпы роста и розничные цены.
Параллельно с этим в конце лета ряд южных субъектов РФ пожаловался на рост цен и перебои с поставками топлива.
Среди проблемных регионов назывались Астраханская, Саратовская, Самарская, Рязанская, Ростовская, Новосибирская и Волгоградская области, Хабаровский край, республики Крым и Калмыкия.