Об этом 23 августа 2023 г. заявил глава Миннефти Ирана Д. Оуджи в кулуарах заседания правительства страны, его слова приводит агентство IRNA.
Бензиновый вопрос в Иране
Тезисы от Д. Оуджи:- мы отвергаем сообщения об импорте бензина из России,
- все автозаправочные станции (АЗС) Ирана работают в штатном режиме,
- на прошлой неделе мы уведомили население, что никакого повышения цен на топливо не будет, поскольку:
- НПЗ работают на полную мощность,
- запасы бензина и дизельного топлива достигают 150 млн л.
Заявление Д. Оуджи было сделано на фоне слухов о возможном подорожании топлива в Иране.
Ранее в соцсетях распространились десятки видеозаписей, на которых запечатлены огромные очереди на АЗС в разных городах Ирана.
Возникла волна слухов о том, что власти Ирана планируют повысить цены на топливо, чтобы преодолеть дефицит, обусловленный действием субсидий и нехваткой производственных мощностей.
Д. Оуджи призвал граждан сократить ажиотажное потребление бензина, а также отрегулировать двигатели своих автомобилей и давление в шинах.
Среднее потребление бензина в прошлом году в Иране составляло 101-102 млн л/сутки, однако за последние несколько дней показатель превысил отметку в 136 млн л/сутки.
В начале месяца наблюдалось небольшое снижение - до 113 млн л/сутки по сравнению с 137 млн л/сутки в прошлом месяце.
Однако на слухах о повышении цен на бензин спрос резко вырос.
При этом в целом в Иране просматривается тенденция к росту потребления бензина в связи с увеличением автомобильного парка.
В последние годы число автомобилей в стране растет на 1,6 млн ед./год, при этом эксплуатация старых машин продолжается, что привело к увеличению потребления топлива на 5 млн л/сутки.
В настоящий момент на это накладывается летнее увеличение автомобильного трафика, в стране поездки увеличились на 6-10%.
В апреле 2023 г. агентство Reuters со ссылкой на источники заявило, что Россия начала экспортировать топливо в Иран по железной дороге через территорию Казахстана и Туркменистана.
По данным издания, в феврале и марте 2023 г. Иран получил до 30 тыс. т российского бензина и дизельного топлива.
Однако речь идет не об экспорте как таковом, а о своповых операциях.
О начале своповых поставок нефти и нефтепродуктов в Иран вице-премьер РФ А. Новак сообщал еще в ноябре 2022 г.
В мае 2023 г. А. Новак пояснял, что иранская сторона интересуется поставками нефтепродуктов в объеме 4-5 млн т/год для удовлетворения спроса на севере страны.
Для организации регулярных поставок оценивались экономические аспекты и возможности инфраструктуры, в т.ч. порта Махачкала и железнодорожной инфраструктуры.
Дальнейшей информации о своповых операциях между Россией и Ираном по поставкам нефтепродуктов не последовало.
С учетом текущей напряженной ситуации на российском оптовом рынке нефтепродуктов их статус неочевиден.
Цены на бензин в Иране являются одними из самых низких в мире.
Также в стране действуют квоты, позволяющие покупать бензин по льготной цене в пределах 60 л/мес. бензина для владельцев бензиновых автомобилей и 30 л/мес. для владельцев двухтопливных автомобилей.
Вопрос цены на топливо для Ирана очень чувствителен, поскольку на автомобильный транспорт приходится наибольший объем внутренних перевозок в Иране.
В ноябре 2019 г. правительство Ирана повысило цены на бензин в 2 раза, до 30 тыс. риалов/л (около 0,71 долл. США/л по текущему курсу).
Кроме того, льготная стоимость бензина в рамках квоты выросла на 50%, до 15 тыс. риалов/л.
После этого решения в ряде городов Ирана прошли масштабные протестные акции.
Что еще сказал Д. Оуджи
Также Д. Оуджи привел некоторые данные о работе нефтегазового сектора Ирана, в частности о рекордной добыче нефти, а также анонсировал господдержку сектора общественных электромобилей.Тезисы от Д. Оуджи:
- добыча нефти в Иране достигла 3,3 млн барр./сутки и увеличится до 3,4 млн барр./сутки к концу сентября,
- текущие мощности страны по добыче нефти составляют 3,8 млн барр./сутки,
- за первые 4 месяца этого года (начался 21 марта 2023 г.) мы добыли на 16% больше газа, на 36 млн м3/сутки,
- ведется совместная работа между министерствами нефти и муниципалитетом г. Тегеран по снижению загрязнения воздуха, которая включает в себя электрификацию общественных автомобилей в городе,
- компаниям, которые инвестируют в эту сферу, Миннефти Ирана будет выплачивать эквивалент стоимости сэкономленного топлива на основании цены на условиях FOB в Персидском заливе,
- проект будет начинаться с такси и микроавтобусов и станет революцией в этой отрасли и уменьшит загрязнение окружающей среды в г. Тегеран.