Такое мнение неназванных участников топливного рынка 8 августа 2023 г. приводит Ъ.
Демпфер для белорусских НПЗ
Топливо, производящееся на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) Белоруссии с конца 2022 г. поставляют топливо на биржу СПбМТСБ через государственного российского трейдера Промсырьеимпорт:- НПЗ продают бензин и дизельное топливо в адрес Промсырьеимпорта, затем тот продает приобретенные объемы через биржу по внутрироссийским ценам,
- чтобы компенсировать разрыв между закупочной и внутренней ценой, Промсырьеимпорт получает демпферные выплаты из бюджета,
- до этого выплаты по демпферу из бюджета РФ получали лишь российские НПЗ,
- в сентябре 2022 г. правительство распорядилось наделить Промсырьеимпорт правом реализации в РФ бензина и дизтоплива, которые выпущены иностранной организацией, а также претендовать на получение демпфера,
- по отчетности компании за 2022 г., она получила свыше 1 млрд руб. в виде выплат по демпферу, при этом поставки начались только в октябре.
Отметим, что Промсырьеимпорт является структурой Росимущества и выполняет функцию единого оператора реализации бензина и дизельного топлива иностранного производства в России.
Компания выступала оператором российско-иранской программы нефть в обмен на товары, а сейчас является участником начавшихся между Россией и Ираном своповых поставок нефтепродуктов.
Также Промсырьеимпорт обеспечивал снабжение топливом республики Крым и г. Севастополь, а в 2018 г. попало под санкции США за поставки нефти в Сирию.
Поставки в условиях сокращения демпфера
В сентябре 2023 г., согласно изменениям в Налоговый кодекс, утвержденным президентом РФ В. Путиным 31 июля 2023 г. демпферные выплаты сократятся в 2 раза в период с сентября 2023 г. и до конца 2026 г.В случае с поставками в Россию топлива с белорусских НПЗ, закупочная цена Промсырьеимпорта сократится.
По оценкам опрошенных Ъ источников, это сделает такие поставки непривлекательными для белорусских производителей при нынешнем уровне внутрироссийских цен.
Возможный сценарий:
- прекращение поставок топлива из Белоруссии может создать дополнительную напряженность на топливном рынке, особенно в сегменте дизтоплива,
- 4 и 7 августа 2023 г. стоимость дизтоплива на СПбМТСБ обновляла абсолютные рекорды - 7 августа оно подорожало на 0,5%, до 60,393 тыс. руб./т,
- 8 августа рост продолжился - дизельное топливо прибавило в цене еще 1,2%, до 61,119 руб./т,
- увеличение цен источники издания связывают в основном с ростом спроса и с ожиданием ухода белорусского товара,
- белорусские НПЗ перенаправят поставляемые в РФ объемы на экспорт в дальнее зарубежье через российские порты Северо-Запада.
Поставки топлива из Белоруссии в Россию в последний год были не слишком большими по сравнению с объемом рынка, но составляли значительную долю биржевых продаж и тем самым влияли на оптовые цены на топливо.
По оценкам источника Ъ в отрасли, в последние недели белорусские поставщики продавали 1,2-4,9 тыс. т/сутки дизельного топлива и 0,6-1,14 тыс. т/сутки бензина, т.е. на них приходилось до 14% и 4% от продаж этих видов топлива на СПбМТСБ соответственно.
Отметим, что такие оценки исходят из верхней границы приведенных диапазонов оценок.
По данным СПбМТСБ, в июне 2023 г. через биржу было продано 1,047 млн т дизельного топлива и 730 тыс. т бензина, что дает диапазон доли белорусского бензина в объеме торгов от 3,6% до 14,5%, а бензина - от 2,5% до 4,8%.
Параллельно приводится и более сдержанная оценка - эксперт по топливному рынку М. Турукалов привел данные, по которым с 1 июля по 4 августа 2023 г. на бирже продано 56,2 тыс. т белорусского дизтоплива, его доля в суммарном объеме составила 4,3%.
Выплата демпфера за поставку на рынок РФ этого товара в июле может составить около 1,7 млрд руб.
Причина в белорусских поставках?
Указание на связь роста биржевых цен на дизельное топливо и ожидания сокращения белорусских поставок в Россию выглядит неоднозначно.Основным фактором, как и в случае с оптовыми ценами на бензин, является сезон высокого спроса и анонсированное сокращение демпферных выплат.
Но в случае с дизтопливом важным фактором является и потребность в дизельном топливе в районе СВО.
Большие вопросы вызывает значимость фактора белорусских поставок для биржи СПбМТСБ.
Напомним, что:
- установленная мощность НПЗ по первичной переработке нефти в России превышает 300 млн т/год, в Белоруссии составляет 24 млн т/год,
- Россия производит порядка 80 млн т/год дизельного топлива (85 млн т в 2022 г.), из них порядка 50% экспортируется, импорт осуществляется в отдельных частных случаях,
- белорусские поставки оказывают влияние только на рынок Центральной России, да и то ограниченное,
- экспорт нефтепродуктов из Белоруссии серьезно пострадал из-за ситуации на Украине и западных санкций, поставки в Россию и через Россию на экспорт - оптимальный вариант для Белоруссии,
- до начала СВО Белоруссия экспортировала порядка 12 млн т/год нефтепродуктов, важным рынком сбыта была Украина - белорусские поставки обеспечивали 45% импортируемого страной бензина и 37% импортного дизтоплива,
- вариантов для самостоятельного экспорта нефтепродуктов у Белоруссии нет, а отгрузки на экспорт через российские порты на Балтике ограничены,
- субсидируемые поставки топлива в Россию позволили смягчить проблемы со сбытом и поддержали белорусский бюджет,
- белорусские НПЗ получают нефть из России по льготным ценам, что сохраняет экономическую целесообразность поставок на российский рынок даже в условиях сокращения выплат по демпферу.