Об этом 22 июня 2023 г. сообщил Ъ со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией.
Рост производства и экспорта бензина
За период с 1 по 20 июня 2023 г.:- производство бензина на российских НПЗ выросло почти на 5% относительно среднего значения за май, до 111,9 тыс. т/сутки, причем во 2й второй половине июня производство составляло 114-124 тыс. т/сутки,
- отгрузки топлива на внутренний рынок росли более медленными темпами (чуть более 3%) и составили 104,3 тыс. т/сутки, что на 7,5% ниже как плановых показателей, так и уровня июня 2022 г.,
- в среднем в июне экспорт бензина составил 7,9 тыс. т/сутки, что примерно на 26% ниже среднесуточных значений в мае, однако на 53% выше, чем в июне 2022 г.
Производство бензина в России в июне выросло в результате завершения периода весенних планово-предупредительных ремонтов (ППР) на НПЗ.
Экспортные поставки бензина в начале июня резко снизились в связи с рекомендациями Минэнерго РФ, но во 2й половине месяца объем экспорта снова начал расти.
Замглавы департамента Минэнерго РФ Р. Кабаков отметил, что за июнь экспорт бензина уже на 30% ниже по сравнению с маем.
Минэнерго РФ продолжит рекомендовать компаниям придерживаться данной политики, чтобы по максимуму этот нефтепродукт шел на биржу.
Напряженность на топливном рынке
Несмотря на увеличение производства бензина, на топливном рынке сохраняется напряженность.С 15 июня 2023 г. биржевые цены на бензин на СПбМТСБ начали снижаться в ответ на предупреждение Федеральной антимонопольной службы (ФАС), однако с 19 июня вновь перешли к росту.
22 июня 2023 г. средневзвешенные цены на СПбМТСБ в целом по России:
- АИ-92 - выросли на 2,3%, до 58 711 руб./т.
- АИ-95 - на 1,2%, до 65 787 руб./т.
Напомним, что 14 июня 2023 г. ФАС направила 9 нефтяным компаниям письма с требованием увеличить объемы продаж бензинов на бирже, предупредив, что в случае невыполнения требований могут быть возбуждены антимонопольные дела.
Однако эффект от этой меры продлился лишь несколько дней.
22 июня ФАС сообщила о разработке документов об увеличении нормативов продаж нефтепродуктов на бирже.
После принятия приказа и проекта постановления правительства РФ обязательный норматив продаж на бирже увеличится:
- для бензина - с 12% до 15%,
- дизельного топлива - с 8,5% до 9,5%.
Кроме того, в настоящее время органами власти разрабатываются меры таможенно-тарифного характера, в т.ч. вопросы ужесточения критериев экспорта топлива.
Однако, несмотря на восстановление объемов производства бензина после ППР на НПЗ, а также предупреждения со стороны ФАС, объем продаж бензина на бирже недостаточно для стабилизации оптовых цен.
Издание приводит мнения источников, которые указывают на:
- наличие серого экспорта, при котором трейдеры покупают бензин на бирже и потом неофициально экспортируют его - высокий нетбэк делает такие операции выгодными, несмотря на уплату акциза и отсутствие возврата НДС,
- то, что текущие запасы бензина в более чем 1,8 млн т на нефтебазах и НПЗ, которые включают в т.ч. путевой ресурс, нельзя считать объективным индикатором профицита топлива,
- недовольство нефтяной отрасли планами Минфина РФ по поводу снижения демпферных выплат,
- то, что существенный рост цен на бирже может объясняться стремлением нефтяной отрасли продемонстрировать, к чему может привести снижение демпфера,
- переход в июне 2023 г. маржи продаж бензинов АИ-95 и АИ-92 на АЗС в отрицательную зону, что вынуждает операторов АЗС повышать розничные цены, однако этот рост пока находится в границах инфляции (по данным Росстата бензин с начала года подорожал на 1,9% при инфляции в 2,6%).