Тезисы главы РК:
- По оценкам экспертов, осенью в стране может возникнуть дефицит дизельного топлива.
- Эта ситуация складывается из года в год, и всякий раз во время уборочных работ.
- Основной аргумент правительства - вымывание топлива с нашего рынка транзитным транспортом и жителями приграничных регионов соседних стран.
- Проблема несколько глубже, поскольку существуют организованные и налаженные годами схемы по вывозу казахстанских нефтепродуктов в близлежащие государства.
- Агентству по финансовому мониторингу нужно разобраться с этим вопросом. Представьте мне информацию, кто конкретно этим занимается. Затем примем окончательное решение.
- Также поручаю правительству, агентству по защите конкуренции выработать дифференцированные цены на нефтепродукты для транзитного транспорта и по периметру границы. Это снизит ценовой диспаритет с соседними странами и не отразится на ценах для наших граждан.
По данным ведомства, это привело к вымыванию ГСМ большим потоком транзитного транспорта, а также жителями соседних приграничных регионов.
Кроме того, такая ситуация формирует предпосылки к различных схемам по перетоку нефтепродуктов казахстанского производства в соседние страны.
В настоящее время в Казахстане действует запрет на вывоз из страны нефтепродуктов автотранспортом, за исключением вывоза в бензобаках, а также в отдельных емкостях объемом не более 20 л.
Осенью 2021 г. на НПЗ в Атырау были перенесены сроки ремонта из-за дефицита дизельного топлива на внутреннем рынке.
В результате чего, начато 12 расследований на рынке дизельного топлива.